Подготовка к неизбежному: возможности и угрозы досрочных выборов в Верховную Раду

Александр Радчукполитолог

Тема досрочных парламентских выборов все чаще возникает в медийном пространстве на фоне целого ряда причин. Во-первых, нынешний состав столкнулся с теми же проблемами, что и предыдущий: «кнопкодавство», постоянные проблемы с посещением заседаний нардепами, влияние олигархов и бизнеса на принятие решений, неспособность коалиционного большинства продемонстрировать единство в совместной работе, скандалы и драки.

Во-вторых, низкое качество работы парламента на всех этапах законотворчества. За два с половиной года работы народные депутаты нынешнего созыва парламента смогли выполнить лишь 16% своих обещаний, прежде всего - на ниве законотворчества.

В-третьих, как следствие, доверие к парламенту в обществе угасает. Антирейтинг Верховной Рады 8-го созыва бьет рекорды: по данным нескольких социологических опросов, парламенту не доверяют от 76 до 82% среди опрошенных респондентов.

Противники досрочных выборов подчеркивают, что их проведение в условиях войны на Востоке Украины является рискованным шагом. К внешним угрозам в виде спецслужб Кремля добавляются внутренние - культивирование вопиющего популизма политическими игроками для завоевания доверия потенциальных избирателей. Еще два негативных фактора - затраты из бюджета на проведение выборов во время экономического кризиса и отсутствие изменений в избирательном законодательстве – неизбежно повлекут рецидив всех негативных явлений в следующем парламенте.

И в то же время, как свидетельствуют последние данные опроса социологической группы «Рейтинг», по состоянию на середину мая этого года половина украинцев таки поддерживают перевыборы Рады. При этом еще 13% не определились по поводу этой идеи, 23% - «скорее не поддерживают», и только 14% - точно уверены в том, что перевыборы сейчас проводить не нужно.

На фоне таких настроений опытные политики не могут не учитывать высокие риски проведения досрочных выборов. Поэтому готовятся к ним и парламентские, и внепарламентские политические партии. При этом в лагере сторонников перезапуска Верховной Рады ежемесячно появляются новые политсилы.

Три сценария

Главный рычаг влияния на ситуацию с роспуском парламента находится на Банковой. Конституция Украины оставляет за Президентом право, но не обязанность досрочно прекратить полномочия парламента при ряде условий. Одно из них - отсутствие коалиции депутатских фракций в течение 30 дней. Сейчас именно этот вопрос может стать предметом дискуссии: депутаты большинства убеждают, что формально коалиция существует. Тогда как в сессионном зале часто не хватает 226 голосов для результативных голосований.

Еще один повод распустить парламент у главы государства появляется тогда, когда в течение 60 дней Верховная Рада не может утвердить состав правительства. Такой сценарий возможен сейчас только в случае отставки правительства Владимира Гройсмана.

Третий повод распустить парламент возникает в случае, если в течение тридцати дней одной сессии не могут открыться пленарные заседания.

Сейчас в Администрации Президента размышляют над тремя возможными сценариями развития событий уже осенью этого года. Первый - «переформатирование» правительства с сохранением коалиции в таком же формате. Возможно, «Народный фронт» или какая-то из депутатских групп получат дополнительные министерские портфели, чтобы стабилизировать большинство. Сейчас освободилось сразу два вакантных кресла - в Министерстве аграрной политики и Министерстве информационной политики.

Второй сценарий, похожий на предыдущий, условно можно назвать «оставить все как есть». До 2019 года. Это означает, что пропрезидентская партия должна усилить свои позиции, кроме того - объединить вокруг себя большинство депутатов еще на два с половиной года. В условиях падения рейтинга Президента сделать это будет крайне сложно.

Наконец, третий сценарий - таки готовиться к досрочным выборам, но проводить их тогда, когда это будет наиболее выгодно БПП и Президенту. Тщательная подготовка продлится минимум полгода, после чего Верховная Рада может быть распущена. Такой сценарий кажется странным: зачем проводить досрочные выборы за полтора года до плановых? Однако от этого зависит не только судьба следующей Верховной Рады, но и второго срока Петра Порошенко. Поэтому логика в таком шаге есть: без «выпускания пара» и формирования сильного большинства уже в новом парламенте у действующего Президента становится меньше шансов получить голоса избирателей на второй срок.

Разделяй и властвуй

Отношения между БПП и «Народным фронтом» представляют собой некий брак по расчету. Лидер «фронтовиков» Арсений Яценюк от своих амбиций не отказался, тогда как сама политическая сила имеет несколько центров влияния. Прежде всего - это команды министра внутренних дел Арсена Авакова и секретаря СНБО Александра Турчинова.

И БПП, и «Народному фронту» нынешняя коалиция нужна в качестве прикрытия для подготовки к предстоящим выборам. С рейтингом и готовностью к ним у НФ все значительно хуже, чем у БПП. Впрочем, «Народный фронт» имеет одну из крупнейших фракций в парламенте и ряд влиятельных должностей в правительстве. Пропрезидентская команда может задействовать старый политтехнологический сценарий: с помощью предварительных договоренностей о дополнительном влиянии в правительстве или места в списке БПП на предстоящих выборах внести раздор и разделить команду НФ как минимум на две части.

Таким образом, БПП нейтрализует своего основного союзника путем инкорпорации в собственную структуру. Возможно, произойдет что-то вроде объединения двух политсил, после чего «Блок Петра Порошенко» ждет ребрендинг. Конечно, противники такого сценария пойдут по своему политическому пути.

Что же касается тезиса о том, что «Народный фронт» может всячески влиять на пропрезидентскую фракцию, угрожая выходом из коалиции, то после усиления своих позиции БПП может и сам выйти из большинства. Именно тогда, когда это будет наиболее удобно, после чего появятся и основания для роспуска парламента.

Нейтрализация соперников

Доказательством того, что Банковая постепенно готовится к возможным перевыборам, является массированное медийное наступление на ее крупнейших конкурентов. Первой на себе это почувствует партия «Батькивщина», ведь сейчас она имеет один из самых высоких рейтингов среди всех политсил. Пожалуй, нелишним будет вспомнить медийные баталии между ее лидером Юлией Тимошенко с представителями БПП: горячую дискуссию с главой фракции Артуром Герасимовым и заочное противостояние с главой правительства Владимиром Гройсманом.

Постепенно усиливается давление на подконтрольную нардепу Сергею Левочкину часть «Оппозиционного блока». С остальными бенефициарами этой партии на Банковой, скорее всего, предпочтут договориться.

Наконец, активная кампания ведется против возможного объединения «Самопомощи», «Движения новых сил», «Гражданской позиции» и «ДемАльянса» в своеобразный союз для участия в предвыборной кампании. По данным социологических опросов, совместными усилиями эти партии могут претендовать на 10-14% голосов избирателей.

Запасной парашют

Никакие социологические опросы не учитывают еще ряда факторов, которые могут существенно повлиять на ход предвыборной кампании по досрочным выборам в Верховную Раду.

Во-первых, пропрезидентская команда может сыграть несколькими игроками. Существует, по меньшей мере, три партийных проекта, которые могут если не пройти 5%-ный парламентский барьер, то оттянуть часть голосов у конкурентов. Речь о партиях «Народный контроль», «Наш край» и «Аграрной партии Украины».

Во-вторых, ситуация с временной оккупацией Донецкой и Луганской областей также может пригодиться политтехнологам, ведь большое количество потенциального электората того же «Оппозиционного блока» не будет голосовать на выборах.

В-третьих, и самое главное: социологические опросы не учитывают фактор мажоритарной составляющей выборов. Если учесть высокую вероятность того, что к проведению досрочных выборов избирательное законодательство не изменится, то именно в мажоритарных округах пройдут крупнейшие баталии. «Мажоритарка» - это возможность политических неожиданностей, обусловленных различными факторами.

В просчете возможных сценариев с досрочными выборами в Раду следует учитывать и политический аспект решения об изменении состава ЦИК. Скорее всего, Центризбирком таки будет обновлен, однако и этот вопрос может стать заложником предварительных договоренностей Банковой со своими потенциальными союзниками уже в новом составе парламента.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО