Кибератаки стали самым современным оружием новых гибридных войн в мире. Без преувеличения, отныне хакеры способны менять мировой порядок дня в политике, экономике и общественной жизни. За последние годы информационные противостояния на разных уровнях сложности усилились: вспомним пример президентских выборов в США, референдума в Нидерландах, кибератаки на правительственные учреждения в Великобритании. При этом в Лондоне открыто обвинили российское правительство в финансировании хакеров. В Вашингтоне спецслужбы отчитались о кибервлияниях, которые могли быть причиной существенно скорректированых результатов президентских выборов осенью прошлого года.
И это лишь верхушка айсберга. Правительства развитых стран создают центры и отдельные подразделения киберспецслужб для предотвращения хакерских атак и уменьшения информационного воздействия потенциальных врагов. Однако сила информационных войн заключается в использовании мировоззренческих слабостей человека, в первую очередь, его склонности доверять разнообразной информации и природной лени убедиться в надежности источника распространения сообщений.
Эксперты по кибербезопасности считают, что в Украине Кремль проверяет значительно более мощное информационное оружие. Кроме создания фейковых новостей, спецслужбы России пытаются создать искусственную социальную напряженность путем использования разнообразных методов – от кибермошенничества до воздействия через соцсети.
Соцсети: новые фронты гибридной кибервойны
Недавно в Украине возникла тема так называемых «синих китов» - специальных групп в российской соцсети «Вконтакте», в которых подростков с помощью манипулятивной игры доводят до самоубийства. В юношеском возрасте человек гораздо больше подвергается воздействиям, что весьма успешно используют в своих целях так называемые «кураторы» подобных «групп смерти».
С самого начала на государственном уровне к проблеме не отнеслись со всей серьезностью. Ведь понять, к сфере компетенции какого ведомства относится профилактика и реагирование на подобного рода явления, является трудной задачей. Очевидно, что противодействовать таким вызовам должны были бы одновременно четыре ведомства - Министерство внутренних дел, Минобразования, Министерство информации и СБУ. Для этого стоило бы создать совместный координационный центр. Однако «кураторов» как правило выявляют неравнодушные граждане, которые пытаются пресечь преступную деятельность собственными усилиями.
В правоохранительных органах говорят, что выявлять и наказывать такие преступления непросто, ведь даже после обнаружения местонахождения правонарушителя доказать его вину в суде сложно. А вот то, что доводить подростков до самоубийства пытаются не сумасшедшие, а вполне целенаправленно, подтвердили в Департаменте киберполиции Национальной полиции Украины. По словам руководителя департамента Сергея Демедюка, в «группах смерти» под видом «кураторов» с детьми работают квалифицированные психологи, способные быстро довести их до суицида, а потенциальными жертвами киберманьяков могут стать около 13 тысяч подростков.
Не менее опасный вид манипуляций, ставший популярным в соцсетях, – распространение такого явления, как «забивы». «Игра» побуждает подростков принимать участие в драках и выложить соответствующее видео в Сеть, чтобы получить как можно больше «лайков». Получивший публичный резонанс соответствующий случай произошел в Чернигове, вызвав взрыв эмоций украинцев. Как и «синие киты», родиной «забив» считается именно Россия.
Цифровые мошенничества: где искать справедливость?
Еще один вид разрушения доверия в обществе – рост количества случаев кибермошенничеств. Прежде всего, преступники используют невнимательность и необразованность украинцев. Самые распространенные случаи – выведывание у граждан под разными предлогами информации об их банковских карточках либо манипулятивные сообщения о фейковых угрозах жизни или здоровью близких людей и родственников.
Чаще всего человеку под видом sms или звонка от имени фейковой «службы безопасности» какого-то из крупнейших банков Украины сообщается о проблемах с его банковской картой: мол, ее пытались взломать неизвестные хакеры. При этом предлагается немедленно решить проблему, заблокировав карту. Доверчивый клиент банка, не проверив источник звонка или sms, предоставляет по требованию мошенников номер своей карты и даже верификационный код, после чего деньги с банковского счета переводятся как оплата услуги на одну из платежных систем. Коварство плана в том, что человек может и не узнать о том, что у нее украли деньги, если он не подключен к интернет-банкингу или sms-информированию. А еще большая «зрада» заключается в том, что граждане добровольно, по собственной неосведомленности предоставляют личные данные мошенникам.
По информации межбанковской системы обмена информацией о платежном мошенничестве «Exchange-Online», за 2016 год сумма снятых мошенниками с платежных карт граждан денег, по сравнению с 2015 годом, выросла в 4 раза – с 84,36 млн грн до 339,13 млн грн. Значительную часть таких преступлений практически невозможно расследовать: мошенники выводят деньги на счета платежных систем, серверы которых зачастую находятся за пределами Украины. Кроме того, граждане часто не обращаются в полицию с заявлениями о преступлении. Вероятно, кроме финансовой выгоды, налицо целенаправленная кампания по разрушению доверия украинцев к способности правоохранительных органов найти и наказать преступников.
Возможно ли подготовиться к новым угрозам?
Было бы слишком просто обвинять во всех бедах правоохранительную систему. На самом деле полиция лишь реагирует на последствия преступных действий, пытается найти правонарушителей и передать дела в суд.
Почему именно сейчас в Украине сложились столь благоприятные условия для мошенников? Конечно, реагировать на все угрозы невозможно, но, по крайней мере, уменьшить их масштабы вполне реально. Кроме слаженных действий правоохранителей, существенных коррективов требует деятельность других ведомств.
Прежде всего, речь о социальной функции Минобразования и профильного Министерства информационной политики. Пока в правительстве единственным действенным методом борьбы с разного рода кибервлияниями считают запрет соответствующих сайтов. Советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк сообщил о рассмотрении инициативы относительно запрета российских соцсетей «Одноклассники» и «Вконтакте». А в Мининформполитики рассказали о совместном с СБУ намерении разработать процедуру запрета российских пропагандистских сайтов в нашей стране. При этом инициировать соответствующий законопроект глава ведомства Юрий Стець намеревался еще в начале 2015 года, но не сдержал своего обещания.
Тем временем самое время ввести в школах и вузах специальное информирование молодежи и родителей обо всех опасностях, которые распространяются в Интернете. Это и защита персональных данных, и ограничение доступа к аккаунтам в соцсетях для неизвестных лиц, и кибергигиена в целом. Без этих знаний украинцы и в дальнейшем будут легкой добычей не только для мошенников, но и для злокозненных намерений враждебных спецслужб.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»