Слишком много символизма и ничего революционного – вот так правильнее всего было бы оценить скандальный субботний указ президента РФ о признании документами бумажек с оккупированных территорий Донбасса. Появился он под занавес мюнхенской конференции, непосредственно перед началом встречи президента Украины с вице-президентом США, в разгар блокады «торговли на крови» с ОРДЛО и в дни многочисленных митингов на Майдане.
Меньше всего российского лидера беспокоит мнение жителей оккупированных территорий, но их восторг от указа – полезный для Кремля побочный эффект. Лояльность к России, несколько пошатнувшаяся в ОРДЛО, снова резко возросла, главари боевиков рассыпались в верноподданнических благодарностях (противно даже цитировать). Однако же сам документ (как и все предыдущие действия Путина на Донбассе) – это всего лишь очередной «козырь из рукава» с нескончаемой игре «в дурака» Москвы с Западом.
Хитрая Москва и непоследовательный Киев
Заявления России и Украины по этому поводу выглядели как оправдания подравшихся детей перед родителями – они откровенно были адресованы не друг другу, а Западу. Общее в них – только упоминание о «минском процессе», но суть их диаметрально противоположная. Москва «временно, на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании Минских соглашений» признаёт действительными «документы, удостоверяющие личность, документы об образовании и (или) о квалификации, свидетельства о рождении, заключении (расторжении) брака, перемене имени, о смерти, свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки транспортных средств, выданные соответствующими органами (организациями), фактически действующими на территориях указанных районов, гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на этих территориях». Ничего нового – фактически это было и раньше, сейчас же такое положение дел просто узаконено.
Заметьте: в документе нет никаких упоминаний о «Л/ДНР», а только об «отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины», нет речи ни о каких гражданах «молодых республик», а лишь о гражданах Украины и лицах без гражданства. Правда, вождь тамошних коммунистов Геннадий Зюганов заявил, что это шаг к признанию «республик» и дальнейшему присоединению их к России, но этот, простите, пук (иначе не назовёшь) – не более чем реверанс в адрес местных сепаратистов и понаехавшего на Донбасс сброда.
Украина же устами президента Петра Порошенко заявила, что «это очередное доказательство и российской оккупации, и российского нарушения международного права. Очень символично, что это произошло цинично, во время проведения Мюнхенской конференции по безопасности». А секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что подписав указ о признании паспортов и других документов так называемых «ЛНР»/«ДНР», президент России Владимир Путин юридически признал квазигосударственные террористические группировки и вышел из Минского процесса.
И после яростной защиты этими же правителями торговли Украины с ОРДЛО, их заявлений об «эффективном контроле России» (а не оккупации), а также о выполнении социальных обязательств перед жителями этих самых отдельных районов можно было ожидать похожего указа даже от самого Петра Порошенко. Может он как раз и обиделся, что Путин его опередил?..
Иезуитство по-московски
Ну а если без сарказма, то время для такого указа в Кремле выбрали идеально. Наверняка его проект долго пылился с другими документиками в папке под названием «Проект «Новороссия» (и откуда ещё много чего в своё время появится на свет Божий). Появился он сразу после встречи в Мюнхене министров «нормандской четвёрки» и перед первой встречей там же президента Украины и вице-президента США, после резкого обострения в Авдеевке и перед перемирием, которое должно начаться сегодня. А в ОРДЛО ведь на полном серьёзе ждали начала крупномасштабных военных действий – они и начались в районе Авдеевки, одновременно с этим на оккупированную территорию из России прибыли аж 4 так называемых «гумконвоя». В глубоком тылу мифическая «украинская ДРГ» ликвидировала очередного местного «героя» – Гиви, в ответ на что сепаратисты пригрозили «дойти до Киева» (но уже хоть не до Львова, как после убийства Моторолы прошлой осенью). И вот на этот фоне Путин совершает «акт гуманизма» по отношению к сепаратистам.
А тут ещё «фашиствующие молодчики» начали блокаду торговли с предприятиями Ахметова и других бизнесменов, которые прекрасно чувствуют себя далеко за пределами «молодых республик». Вернее чувствовали, т.к. помимо блокадников с одной стороны на них начали давить с другой стороны оккупационные власти (а на самом деле – Москва), угрожая национализировать их предприятия.
Странное совпадение, не правда ли?
Требование к донбасско-киевским олигархам одно: надавить на парламент (президент-то с правительством давно созрели) с целью ускорить политический процесс реинтеграции Донбасса. А конкретно – поскорее объявить там амнистию и местные выборы. Либо же признать законной властью местные советы, избранные в 2010 году. И всё это на условиях Москвы, то есть до вывода с оккупированных территорий её военных и возврата контроля над украинско-российской границей нашим пограничникам. Помните, как недавно по сути то же самое предложил нам посол ФРГ, позже извинился, но потом Берлин поддержал своего дипломата? В Москве, в ЕС и во властных кулуарах Киева к такому готовы.
А вот готово ли украинское общество к фактической капитуляции и что скажет новая администрация США по этому поводу? Активная часть украинского общества уже высказалась, организовав и поддержав блокаду обогащения сепаратистов с олигархами и чиновниками в буквальном смысле на крови наших защитников. Об этом же говорили и ещё говорить будут на Майдане в памятные дни расстрела активистов 3 года назад. Вот в этом смысле субботний указ – отличный пробный камень, брошенный из Кремля в наше болото, чтобы увидеть какие пойдут круги. Зато Вашингтон неприятно удивил Москву: там продолжают политику прежнего президента и пока не подают признаков готовности закрыть глаза на «шалости» Кремля в соседних государствах.
Дилемма Порошенко: войти или вляпаться в историю?
Почему нам не помогли отстоять Крым? Потому что мы сами НЕ ПЫТАЛИСЬ это сделать, а за нас никто не собирался воевать. С Донбассом ситуация несколько иная: сама Москва хочет нам его вернуть, да и Киев хочет его освобождения, но на кардинально разных условиях. Они, эти условия, прописаны в «минских договорённостях», но в Киеве и Москве читают их по-разному – мы с начала, русские – с конца. Донбасский кризис затянулся значительно дольше, чем рассчитывал Путин. И теперь, за год до президентских выборов в России и уже при новой американской администрации, он не может позволить себе «капитуляцию», то есть выполнить «Минск» по-нашему. А мы требуем сначала вывести войска, вернуть нам контроль над границей, чтобы только потом там состоялись выборы по украинским законам и уж в самом конце Киев объявит амнистию для людей, не совершивших тяжкие преступления.
В публичной плоскости такая принципиальность помогает президенту Порошенко сохранять остатки рейтинга и политическую легитимность. Согласись он на капитуляцию по плану Путина и с него тут же спросят как минимум ветераны АТО: за что, мол, на Донбассе гибли наши товарищи и становились инвалидами? И тогда может даже придётся очередного украинского президента-беглеца принимать в России, но уже не в Ростове-на-Дону, а, например, в Липецке или Севастополе, где благополучно работают его предприятия.
Ну что ж, Путин поднял ставки. Наш ход. Лишить украинского гражданства тех, кто получил паспорта «Л/ДНР», ввести визовый режим с Россией, признать законодательно Россию оккупантом ОРДЛО и ввести там военное положение? Или бросить Нацгвардию на разблокировку торговли с оккупантами углём и прочим многоприбыльным товаром? Очевидно, что партия войны во главе с Турчиновым выступает за первый вариант – это способно вернуть «Народному фронту» подчистую растраченный рейтинг.
Кстати, были даже слухи, что «орлы Авакова» из политического крыла «Азова» собираются громко выразить на Майдане своё недовольство излишней мягкостью к оккупантам и «пятой колонне» внутри страны. Порошенко просто обязан действовать, и действовать быстро. В этот раз у него уже не получится надолго растянуться в его любимом шпагате «и нашим и вашим». Запад сильно уже устал от наших проблем, от своих собственных санкций против России и её «антисанкций», но, тем не менее, в Мюнхене он (Запад) снова выступил единым фронтом в нашу поддержку.
Теперь вот и Путин пытается торопить события. Но он-то может ждать и дальше – ничего ему за этот указ ни от кого не будет: придраться не к чему. Он даже местные «власти» ОРДЛО назвал в документе не властями, а использована аккуратная формулировка «органы (организации), фактически действующие на указанных территориях». Да и отступать Путину некуда: россияне презирают слабых или добреньких лидеров (Николай Кровавый, Михаил Горбачёв, Борис Ельцин). А вот украинцы невероятно сильно устали от войны. После почти трёх лет безудержного обогащения при власти постмайданные лидеры должны теперь решить: продолжать грести лопатой деньги до крайнего предела или войти в историю патриотами и, даст Бог, даже победителями? Ну и грести потом дальше, но как-нибудь по-новому…
Максим Кречетов специально для «Слова и Дела»