«Минск-3»: план примирения или теория обмена?

Александр Радчукполитолог

12 февраля прошло два года со дня согласования «Минска-2», который должен был реанимировать подписанный еще в сентябре 2014-го формат мирных переговоров по решению конфликта на Донбассе. По истечении времени «Минск-2» оказался лишь «дорожной картой» для реализации собственных целей каждой из заинтересованных сторон.

Такое мнение в эксклюзивном материале «Два года Минским соглашениям. Возможен ли новый мирный план?» для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.

«По факту Минские договоренности зафиксировали состояние гибридной войны между РФ и Украиной и возможность такого же гибридного решения конфликта. Итог – ни один из 13 пунктов «Минска не выполнен за два года. Более того, сами пункты соглашения прописаны таким образом, что не имеют единственно согласованной трактовки», – констатирует Радчук.

Вследствие этого возникает предположение – либо «Минск-2» будет продолжен по более длительному плану, либо речь идет о полностью новом сценарии и формате переговоров. В любом из вариантов, уточнил он, неизвестными остаются ряд вопросов, что необходимо будет учитывать в случае перезапуска «Минска».

«Во-первых, до сих пор непонятен статус подписантов «Минска». Кроме представителя ОБСЕ и посла РФ в Украине, другие лица на момент подписания не имели никакого официального статуса: представитель Украины Леонид Кучма не занимал и не занимает никакой официальной должности, а представители так называемых «ДНР» и «ЛНР» Александр Захарченко и Игорь Плотницкий – подписаны только именем и фамилией», – рассказывает политолог.

Сейчас ситуация такова, что Украина настаивает на безальтернативности «Минска», акцентируя на том, что ответственность за эскалацию и нарушения договоренностей несет РФ. В Кремле же обвиняют украинскую сторону, но от формата «Минска» не отказываются.

Однако здесь, отметил эксперт, в борьбу включилась пропагандистская машина Кремля, которая все чаще сообщает, что «европейская дипломатия оказалась неспособной урегулировать конфликт мирным путем» и международное сообщество должно найти в себе мужество «мыслить новыми категориями», чтобы наконец реализовать мирный процесс на Донбассе.

В реальности, это видение РФ – не более чем новый план Кремля по нахождению пути для возвращения оккупированной части Донбасса на полное содержание и восстановление силами Украины, и в то же время – отвлечение мира от оккупированного Крыма.

Теория обмена – основной сигнал от Кремля. Мол, решить конфликт на Донбассе не удастся до тех пор, пока в мире не забудут об оккупации Крыма.

В то же время, Украина апеллирует, что «Минск» помогает удерживать санкции против РФ.

«Да, относительное единство на счет санкций против РФ пока есть. Но тезис о «политике умиротворения» звучит часто, и стоит хоть одной из стран ЕС изменить точку зрения, за ней могут «посыпаться» и остальные европейские государства. А без санкций США, где пока нет четкой позиции по Украине, ограничения со стороны ЕС вообще потеряют всяческий смысл», – объясняет эксперт.

Поэтому, на его взгляд, судьба будущего пересмотра «Минска», а подобный сценарий возможен уже в течение нынешнего года, будет решаться именно в Вашингтоне.

«Возможности «Минска-2» исчерпаны. Альтернатива – либо продолжать войну, либо пойти на уступки и выполнять «Минск». Оба варианта – угроза национальной безопасности Украины. Третий вариант – поиск компромиссов в новом расширенном формате, но здесь не обойтись без США. Шансы на такой сценарий минимальны», – резюмировал Александр Радчук.

Подробнее читайте в материале «Два года Минским соглашениям. Возможен ли новый мирный план?».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО