В 2017 году Украина в полную силу ощутит на себе всю тяжесть кризисных явлений, которые накапливались в течение последних десятилетий. Нас ожидает настоящая геополитическая буря: изменения не обойдут стороной ни Европу, ни США, ни восточные страны, ни Россию. Безусловно, в таких обстоятельствах ключевой для защиты национальных интересов будет скорость реакции украинских элит на изменяющиеся обстоятельства. А с этим, похоже, есть большие проблемы.
Вопрос даже не в том, какими методами защищать независимость Украины и усиливать собственную субъектность. Пока не хватает понимания относительно базовых ценностей, на которые можно было бы опираться при формировании внутри страны собственного повестки дня относительно внешнеполитического курса.
Сломанные ориентиры
С одной стороны, власть теряет баллы в вопросе евроинтеграции, ведь не получает должного «фидбека» от самого Евросоюза. Это и не удивительно: каждой реформе, которая могла бы приблизить Украину к стандартам ЕС, приходится преодолевать как яростное сопротивление внутренней коррупционно-бюрократической системы, так и внешние захватнические влияния Кремля. Именно из-за этих причин ширится разочарование как действиями украинской власти, так и самим процессом евроинтеграции. К тому же, часть украинцев совсем не почувствовала на себе всю боль войны за свои территории: согласно последним опросам Центра Разумкова, более половины жителей Украины (51,1%) все еще считают россиян «братским народом». Хотя по сравнению с 2014 годом их количество снизилось на 11%.
Все эти негативные тенденции все более очевидно подпитываются намерениями основного врага независимой Украины – руководства РФ. Так, в конце 2016 года в газете The Wall Street Journal бизнесмен Виктор Пинчук опубликовал авторскую колонку, в которой осмелился сделать несколько предложений относительно решения конфликта на Донбассе и будущего аннексированного Крыма. В частности, решить проблему автор материала предлагает в духе «business as usual»: уступить Крым и признать оккупационную российскую власть в обмен на вывод российских войск с Донбасса. К тому же, по мнению Пинчука, Украине нужно отказаться от евроинтеграционных процессов и забыть о вступлении в НАТО.
Несмотря на то, что в Администрации Президента отреагировали на подобные геополитические идеи влиятельного украинского бизнесмена и медиамагната лишь после новогодних праздников, реакция украинской власти более чем однозначна: никакого торга территориями или изменения внешнеполитического курса не будет.
Впрочем, нынешняя власть пока сама находится в непростых условиях относительно формирования собственной повестки дня во внешней политике. Война на Донбассе полностью определила позицию в отношении Кремля: Россия – внешний агрессор и враг, дипломатические отношения с которым в нынешних обстоятельствах невозможны.
С другой стороны, именно Россия является одной из сторон в рамках реализации Минских соглашений, гарантами которой выступают страны ЕС. В самой Европе в течение всего 2016 года не было единства в отношении будущей судьбы Украины и участия европейских политиков в урегулировании кризиса на Донбассе. ООН и НАТО, несмотря на декларацию намерений относительно необходимости возвращения аннексированного Крыма и однозначное осуждение агрессии на востоке Украины, других влиятельных шагов не предпринимают. Пока что формально ситуацию спасают санкции в отношении России, введенные ЕС и США. Впрочем, данный инструмент воздействия может быть более эффективным для малых стран с более-менее ограниченной ресурсной базой, тогда как РФ испытывает пока что лишь ограниченное влияние санкций на собственную экономику.
Измениться ситуация может уже в феврале 2017 года, когда в США официально вступит в полномочия 45-й президент Дональд Трамп.
Непредсказуемые США
Впервые со времен окончания холодной войны в отношениях между Белым домом и Конгрессом США еще до инаугурации нового президента чувствуется напряжение. Ситуация более чем неоднозначная: в самой Республиканской партии, от которой Трамп баллотировался на пост главы государства, произошел настоящий раскол на противников и сторонников нового президента.
Последние решения президента Барака Обамы относительно введения новых санкций в отношении России и ее дипломатов на территории США будут иметь серьезные последствия для дальнейших отношений между двумя странами. Ведь речь идет уже о национальных интересах США: в Белом доме считают, что РФ влияла на президентские выборы посредством санкционированных в высших эшелонах российской власти кибератак. Обаму поддержали и представители американских спецслужб, в частности ЦРУ.
В свою очередь, Дональд Трамп демонстрирует откровенно деструктивную позицию. Сейчас он отказывается от многих ежедневных брифингов с представителями разведывательных служб, на которых главу государства должны были бы ввести в курс дела относительно ситуации с безопасностью и угрозами, которые стоят перед страной. Более того, новоизбранный президент заявил о планах существенно сократить персонал в ЦРУ и серьезно реструктуризировать Нацразведку. Зато он не считает доказательства, которые собрали в ЦРУ о причастности российских хакеров к вмешательству в ход президентских выборов, достаточными для любых дальнейших действий. А в одном из своих интервью во время празднования Нового года он предположил, что Россия вообще не причастна к кибератакам на США.
Что же, несмотря на существенную поддержку значительной части американских сенаторов незыблемости украинских границ и осуждение агрессии России, в новой администрации Дональда Трампа, похоже, попытаются найти компромисс с российской властью. Речь идет об уступках украинскими территориями и существенном давлении на позиции украинской власти, которая до этого времени считала США едва ли не единственным влиятельным союзником в противостоянии захватническим планам Кремля. Интересным является и то, что одним из самых влиятельных советников Трампа по геополитическим вопросам станет бывший государственный секретарь Генри Киссинджер. Поговаривают, что именно он будет заниматься поиском оптимальной формулы решения «украинского вопроса». Киссинджер всегда был против принятия Украины в НАТО и считал необходимым оставить ее в российской сфере влияния. Плохая новость в том, что в сознании 93-летнего политика вряд ли можно ожидать кардинальных перемен.
Неуверенная Европа
2017 год является одним из определяющих для судьбы будущей объединенной Европы. Нерешенными остаются болезненные вопросы мигрантского кризиса и экономического сосуществования. Мечтами о «своем Brexit» грезят чуть ли не в каждой европейской стране, особенно если речь идет об альтернативных или оппозиционных политических движениях к действующим властям. Проблема в том, что на фоне подобных популистских заявлений растет процент поддержки среди рядовых граждан европейских стран, большинство из которых в этом году будут выбирать свое новое руководство.
Прежде всего, речь идет о весенних выборах президента Франции и сентябрьских парламентских выборах в Германии. Значительной поддержки во Франции удалось достичь Марин Ле Пен – лидеру правой партии «Национальный фронт», и кандидату в президенты Франции от правоцентристской оппозиции Франсуа Фийону. Оба политика считают необходимым развивать отношения с Россией и отменить санкции, а Украину отдать на растерзание Кремлю. Особенно цинично звучат призывы признать Крым частью РФ. «Я абсолютно не верю в то, что присоединение было незаконным: прошел референдум, народ Крыма захотел присоединиться к России», – в очередной раз подчеркнула Ле Пен в одном из своих недавних интервью.
Непростой была ситуация в Австрии, где в конце 2016 года состоялись повторные выборы президента. Им стал Александр ван дер Беллен, который победил пропутинского ультраправого кандидата от Австрийской партии свободы Норберта Хофера. Последний имел значительные шансы на успех в кампании, рассказывая избирателям о кризисе мигрантской политики в ЕС. Среди прочего, Хофер также часто упоминал о необходимости признать Крым российской территорией. Впрочем, пока что австрийцы решили не рисковать, выбрав более понятного им Беллена.
Подобной риторикой относительно критики действий власти относительно мигрантского вопроса пользуется и еще одна националистическая сила, но уже в ФРГ – партия «Альтернатива для Германии» во главе с Фройке Петри. Позиции Ангелы Меркель и возглавляемой ею партии Христианско-демократический союз существенно пошатнулись в 2016 году именно на фоне мигрантского кризиса. Граждане Германии уже не просто чувствуют дискомфорт в отношении значительных расходов правительства денег налогоплательщиков на решения данной проблемы, но и искренне озабочены собственной безопасностью. Ведь именно мигранты стали главным источником усиления криминогенной ситуации и даже терроризма.
Стоит ли упоминать и о политические процессах в других странах ЕС, которые так или иначе также приведут к определенным кризисным последствиям. Неясна ситуация в Италии, Испании и Нидерландах. Даже в одной из беднейших стран ЕС – Румынии – может случиться новый политический коллапс, обусловленный победой на досрочных парламентских выборах в декабре 2016-го социал-демократической партии. Ее еще считают наследницей бывших коммунистических элит. Так, одним из первых своих шагов в политической деятельности социал-демократы предлагают объявить импичмент нынешнему президенту Румынии от представителей технократических сил Клаусу Йоханнису. Впрочем, в конституции страны соответствующих механизмов не предусмотрено, поэтому как будет развиваться ситуация, покажут первые месяцы 2017 года.
Коварный Кремль
Центробежные процессы в Европе и сомнения относительно дальнейших позитивных перспектив от сосуществования как нельзя лучше ложатся в планы Кремля. Информационная война на основе дерзкой пропаганды дает свои результаты как в ЕС, так и в Украине.
Уже сейчас Кремль посредством изменений в информационной политике подконтрольных ему квазигосударственных формирований «ДНР-ЛНР» дает четкий сигнал Киеву: договориться относительно возврата части Донецкой и Луганской областей возможно только в случае признания аннексированного Крыма российской территорией, объявления амнистии для главарей сепаратистов и проведения выборов по украинскому законодательству на временно оккупированных территориях Донбасса.
К тому же, в 2017 году Россия не оставит намерений осуществить ползучий политический реванш и во внутренней политике Украины с помощью проведения досрочных парламентских выборов.
Риски для Украины
Поэтому, учитывая все упомянутые факторы, основными рисками для Украины в формировании внешней политики в 2017 году станут 3 вопроса:
– как перезапустить Минские соглашения по условиям, которые не будут противоречить национальным интересам;
– какие следующие шаги нужно сделать для того, чтобы вернуть оккупированный Крым в крайне неблагоприятных геополитических обстоятельствах;
- наконец, как преодолеть последствия чрезмерного евроромантизма украинцев относительно безвизового режима.
Последний фактор будет очень чувствительным для нынешней украинской власти и особенно для Президента Петра Порошенко. Ведь положительное решение данного вопроса будет влиять не только на политические рейтинги всей пропрезидентской команды, но и на возможность повторного похода на второй президентский срок.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»