Уходящий год отметился слабым ходом реформ, робкими успехами и сохранением ряда негативных тенденций, которые будут иметь дальнейшее ощутимое влияние как во внутренней, так и во внешней политике Украины. Для большинства украинцев 2016-й запомнился как год системного падения доверия ко всем институтам власти после оптимистичного подъема на волне Революции Достоинства.
Еще в середине 2016 года социологи фиксировали рекордный уровень падения доверия к парламенту (по данным апрельского исследования центра SOCIS, доверяли Верховной Раде лишь 0,7%, не доверяли – 90%), к Президенту (доверяли 3,6%, не доверяли – 77,1%), местным властям (доверяли 4,6%, не доверяли – 59,2%). По данным январского исследования Киевского международного Института социологии, наибольшим доверием среди украинцев пользуются церковь и волонтеры, а наименьшим – оппозиция, Кабинет министров, Верховная Рада и российские СМИ. Еще одно исследование, проведенное в мае 2016-го Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива и Центром Разумкова, показало рекордное недоверие украинцев к правоохранительным органам и судам. В то же время наибольшим доверием среди опрошенных пользовались церковь, волонтеры, Вооруженные силы Украины, Нацгвардия и общественные организации.
Все цифры, приведенные социологами, вряд ли можно с уверенностью назвать абсолютными и убедительными. Впрочем, это существенный срез настроений украинцев, на которые влияют те или иные действия политиков, сформированных ими органов власти и оппозиции, подконтрольных им СМИ. Закономерные тенденции показали и социологические замеры по поддержке политических сил в случае проведения вероятных выборов: уровень поддержки системно теряли и партии власти, и оппозиции, хотя кое-где определить грани в данном критерии достаточно сложно. Традиционно большей поддержкой пользуются новые политические проекты с наиболее узнаваемыми «медийными» лидерами. Точно так же уровень поддержки граждан во многих случаях зависит от риторики, которую выбрал тот или иной кандидат или политическая сила. В политическом сезоне-2016 особенно модной была социально-экономическая тематика – большинство украинцев на собственном горьком опыте ощутили рост цен, тарифов, обесценивание национальной валюты и другие негативные тенденции. Поэтому спекулировать на таких настроениях и приобретать дополнительные электоральные баллы пытались все политические игроки.
Украинская политическая традиция полна неожиданностей и, как показывает опыт последних трех лет, ждать судьбоносных событий можно с любой стороны. Впрочем, попробуем спрогнозировать несколько основных конфликтных линий, которые станут главными источниками политической нестабильности уже в следующем году.
Внутрипартийные конфликты
За последние 2 года в Украине зафиксирован настоящий «бум» появления новых партий: в сентябре этого года их количество возросло до 344. Процесс появления новых партий имеет три основные предпосылки. Во-первых, это желание бывших влиятельных политических сил восстановить свои рейтинги, создав никому неизвестную партию для нового похода в большую политику. Во-вторых, необходимость объединения и ребрендинга для уже существующих политических проектов. В-третьих, политический раскол в уже существующем партийном проекте, который, как правило, сопровождается появлением новых партий на обломках старой.
Будет способствовать дальнейшему «партийному буму» все еще высокий запрос украинцев на новые политические проекты. С другой стороны, политики, которые потеряли популярность за последние 2 года, будут пытаться реанимировать свои рейтинги именно путем создания лидерских партийных структур. Для этого нужно системное финансирование и наличие хотя бы какой-нибудь организационной структуры.
Еще один тренд – «раскол» крупных блоков и партий, большинство из которых сейчас представлены в парламенте. Особенно это может коснуться БПП, «Оппозиционного блока» и частично «Народного фронта». История с лишением мандатов народных депутатов Егора Фирсова и Николая Томенко весной этого года, межфракционное объединение «еврооптимистов» и скандал с «квартирой нардепа Лещенко», безусловно, будут иметь свое продолжение и последствия для пропрезидентского БПП. Также сразу несколько влиятельных групп бывших «регионалов» никак не уживаются в едином партийном проекте «Оппозиционного блока». «Народный фронт» хоть и демонстрирует показное единство в парламенте, пытаясь восстановить свои рейтинги, все же также рискует остаться без нескольких влиятельных представителей, которые могут уйти в самостоятельное политическое плавание во главе собственных партийных проектов.
Кризис коалиции
Постепенно обостряется и ситуация с поиском необходимого количества голосов для принятия решений в парламенте. Хотя формально нынешняя коалиция и насчитывает 226 голосов, собирать их вместе все чаще приходится в «ручном режиме», а часто на помощь приходится привлекать голоса депутатских групп «Видродження» и «Воля народа».
Очевидно, именно от стабильной деятельности коалиционного большинства будет зависеть и стабильность работы правительства. Впрочем, пока основным игрокам большинства – БПП и «Народному фронту» – невыгодно менять шаткие правила сосуществования, ведь подобный эксперимент с переформатированием коалиции длился несколько месяцев в начале 2016 года, показав всю нестабильность ситуации каждой из сторон в случае парламентского коллапса. Тем не менее решение об объявлении досрочных парламентских выборов будет зависеть не только от событий в Верховной Раде, но и от воли Президента. Рейтинговые позиции последнего хотя и показывают тенденции к снижению, однако до сих пор остаются сильными на общем нестабильном фоне большинства украинских политиков.
Олигархические войны 4.0
Прежде всего, речь идет о продолжении непростых взаимоотношений между пропрезидентской командой Петра Порошенко и командой бизнесмена Игоря Коломойского. В конце концов, история с национализацией «ПриватБанка» оставляет немало вопросов. А постепенное наращивание политического веса партии УКРОП (которая, по последним данным ЦИК, убедительно победила на выборах в советов объединенных громад на Волыни 11 и 18 декабря) и возможное влияние олигарха на позицию депутатской группы «Видродження» в парламенте, серьезные медийные возможности только добавляют уверенности в возникновении дальнейших скрытых и открытых конфликтов.
Кроме того, наиболее вероятными следующими источниками противостояний власти с олигархами являются приватизационные процессы государственных предприятий. В общем, сохраняется прогноз на конфликт с бизнес-империей Рината Ахметова, дальнейшее политическое давление на бизнес-интересы нардепа от «Оппозиционного блока» Вадима Новинского. Сохраняет влияние и беглый олигарх Дмитрий Фирташ, который, безусловно, тоже мог бы много чего рассказать о закулисных процессах нынешней украинской политики. Как показывает опыт в истории с привлечением к ответственности еще одного народного депутата, Александра Онищенко, подобные события могут способствовать появлению разного рода компрометирующих материалов, которые будут сопровождаться громкими скандалами, каминг-аутами, а, возможно, и более серьезными угрозами.
Коллапс системы правоохранительных органов
Сплошные неожиданности для политических процессов хранит в себе вся правоохранительная система в Украине. А точнее конкуренция между ее отдельными структурами. Генпрокуратура и НАБУ продолжат позиционное противостояние в то время, пока коррупционеров изо всех сил будут пытаться поймать в СБУ. Еще один фактор – растущее напряжение в обществе в отношении недостатков в реформе Национальной полиции: качество работы по раскрытию преступлений не демонстрирует впечатляющей положительной динамики, уровень преступности растет. Не способствуют этому и расследования ГПУ и НАБУ особо резонансных дел. Например, по установлению заказчиков и исполнителей расстрелов на улице Институтской в феврале 2014 года.
Наконец, кульминацией с очень неприятным послевкусием стало отсутствие скоординированных действий между правоохранительными органами во время задержания преступников в Княжичах. Кем в действительности были эти преступники, в результате чего погибли сразу 5 сотрудников полиции, которые вроде бы просто перестреляли друг друга – от адекватного ответа на эти вопросы будет зависеть, без преувеличения, дальнейшая судьба реформы правоохранительных органов.
Е-декларации и судебная система
Источником настоящих политических неожиданностей и форпостом всех возможных коррупционных явлений в украинской политике остается недореформированная судебная ветвь власти. Как показал 2016 год, в украинских судах возможно все. И именно нерешенный вопрос с реформированием отечественных судов и особенно обновление их состава будет тормозить любые позитивные начинания во всех сферах.
Скрытый «джокер» в политических конфликтах – е-декларирование. Это действительно мощный инструмент общественного давления на любого народного депутата, чиновника или судью. Запуск системы е-декларирования может испортить политические планы многих политиков «старой формации» и одновременно потопить «новые лица», которые также имеют своих скелетов в шкафах. Впрочем, процесс, который удалось запустить благодаря электронным декларациям, будет лишь набирать обороты в 2017 году. Хотелось бы надеяться, что он будет иметь положительные последствия для настоящего очищения и перестройки всех политических и управленческих процессов в государстве.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»