На страже чужих интересов: изменит ли легализация лоббизма украинскую политику?

Александр Радчукполитолог

Необходимость разделения бизнеса и власти является одной из ключевых причин для воплощения каждой второй реформы в Украине. Цивилизованным методом решения данной проблемы может стать принятие закона о лоббизме. В последние несколько недель за эту идею ухватились сразу две группы нардепов, которые стали авторами соответствующих законопроектов №5144 и 5144-1.

Драйвером подобных изменений является отнюдь не соответствующий запрос общества. Скорее, речь идет о нормализации отношений в профессиональном сообществе, обязательствах перед западными партнерами и мерах в контексте многострадальной борьбы с коррупцией. Так, именно в Соглашении об ассоциации с ЕС сказано о необходимости урегулирования лоббистской деятельности в Украине. А уже в государственной программе по реализации антикоррупционной стратегии в 2015-2017 годах четко говорится о разработке и реализации соответствующего законодательства.

Что такое лоббизм?

Лоббизм - явление столь же древнее, как и сама демократия. Правда, в современных реалиях лоббисты - это профессиональные юристы, маркетологи или общественные деятели, которые в совершенстве знают все механизмы принятия решений в государстве. Это позволяет заинтересованным группам - промышленникам, производителям, национальным меньшинствам и т. д. - продвигать свои идеи среди политиков и чиновников, чтобы реализовать те или иные выгодные им решения.

В украинских реалиях лоббизм нередко связывают с чисто коррупционными рисками. А еще очень часто подменяют понятием government relations (GR). Во всем же мире лоббисты - это, как правило, специализированные фирмы, которые имеют лицензию на осуществление подобных услуг, платят налоги, и деятельность которых можно тщательно проверить.

Лучше всего механизм лоббирования развит в Соединенных Штатах Америки. Там услугами лоббистов пользуются все заинтересованные группы, и данная деятельность не является случайной или противозаконной. За услуги продвижения интересов выплачивается фиксированный гонорар согласно цен на рынке, уровня достигнутых результатов и сроков. С соответствующей фирмой подписывается контракт, а в открытых базах данных можно проверить деятельность тех или иных лоббистов, их эффективность и проекты законодательных актов, которые они продвигают. То есть, все прозрачно.

Подобная система действует и в европейских странах - например, в Германии и Великобритании. Достаточно регламентированной является деятельность лоббистов в структурах ЕС, правда очень часто подобные услуги еще называются «адвокация» (то есть, защита, продвижение чьих-то интересов). При этом именно бизнес чаще всего обращается к услугам лоббистов, тогда как группы интересов в общественном секторе прибегают к подобным методам лишь время от времени.

Украинское видение

Сказать, что в Украине нет лоббизма как явления было бы откровенной ложью. В отечественных реалиях распространенным является не сам процесс лоббирования, а непосредственное влияние групп интересов на решение тех или иных вопросов бизнеса путем непосредственного влияния на политиков. То есть, речь идет о целых депутатских группах, а иногда и фракциях, которые действуют в интересах той или иной финансово-промышленной группы или олигарха.

Чаще всего политики-лоббисты «спрятаны» во втором-третьем десятке избирательного списка партии. Чем выше рейтинги политической силы, тем дороже приходится платить финансово-промышленным группам за своего представителя в проходной части списка. Но, как показывает практика последних 15-20 лет, оно того стоит. Таким образом, в украинском парламенте и в правительстве свои интересы лоббируют представители различных промышленных групп - из металлургии, энергетики, сельского хозяйства, банковской сферы, фармацевтики и другие.

В этом же году первой законопроект «О лоббизме» внесла группа народных депутатов, близких к интересам бизнесмена Игоря Коломойского и его политической силы «Укроп».

Авторы законопроекта предлагают лоббистам активно участвовать в разработке того или иного законопроекта. Также предлагается закрепить возможность на официальном уровне предлагать органам власти принимать новые или отменять действующие законы. Встречи с политиками лоббисты могут проводить без страха за свою профессиональную репутацию, а разговоры записывать на диктофон. Это, по мнению авторов законопроекта, позволит существенно снизить коррупционные риски. «Легализация лоббизма поможет выявить интересы, стоящие за тем или иным проектом закона или решением, определить, кто его лоббирует и кто стоит за лоббистами, раскрыть настоящих авторов государственных решений, выявить степень зависимости/независимости представителей власти; предоставит гражданам больше информации об их деятельности», - говорится в пояснительной записке к проекту закона.

Контролировать деятельность лоббистов «укроповцы» предлагают на уровне Минюста. Тогда как их коллеги - авторский коллектив нардепов во главе с Мустафой Найемом (фракция «БПП») - предлагают вести подобный прозрачный реестр лоббистов в стенах парламента. Мол, именно на уровне нардепов происходит больше всего контактов заинтересованных групп интересов для продвижения тех или иных инициатив. «Субъект лоббирования (лоббист) – любое физическое или юридическое лицо, а также лицо, осуществляющее лоббирование от имени субъекта лоббирования, зарегистрированное в установленном законодательством порядке и внесенное в Электронный реестр субъектов лоббирования», - говорится в альтернативном законопроекте общего авторства нардепов из «БПП», «Самопомощи» и «Батькивщины».

Лоббизм vs «адвокаси»

В том, что лоббизм может быть закреплен на законодательном уровне есть положительный сигнал для тех компаний и групп интересов, которые ранее не имели непосредственного доступа к большой политике. Выразителями интересов крупных финансово-промышленных групп были сами нардепы, что было довольно удобно и с точки зрения ведения бизнеса: таким образом закреплялось определенное монопольное положение в той или иной отрасли экономики. Или, например, основные игроки могли без посторонних партнеров разделить между 3-4 основными участниками 80% доли рынка в определенной сфере. Остальные 20% - и было полем для конкуренции для всех остальных.

Еще одно направление, которое в последнее время больше всего нуждается в законе о лоббизме, - общественные организации третьего сектора, которые объединились для достижения тех или иных положительных преобразований в стране. Осуществлять подобные реформы без влияния на политических игроков бесполезно, а идти в политику автоматически означает потерю субъектности и риски оказаться внутри уже существующих групп влияния. Поэтому именно гражданское общество должно воспринять положительно новость об упорядочении рынка лоббистских услуг в Украине.

Сейчас наиболее активными лоббистами среди общественного сектора являются так называемые экспертные организации по адквокации (адвокаси). Как правило, именно при помощи этих инициативных граждан, которые за свою деятельность получают деньги налогоплательщиков из других стран - так называемые гранты - и происходит наибольший прогресс в осуществлении хоть какого-то движения в реформировании страны. Однако следует иметь в виду, что подобная практика не может продолжаться вечно, и именно правовой статус лоббизма как профессиональной деятельности по адвокаси должен прийти на смену постоянным денежным инъекциям западных партнеров.

Закона недостаточно?

Следует иметь в виду, что закон о лоббизме вряд ли решит все проблемы с практикой осуществления незаконного влияния на принятие тех или иных решений. Если бизнес и профессиональные компании-лоббисты могут быть заинтересованы в подобных нововведениях, то как раз политические игроки будут оказывать существенное сопротивление. Ведь речь идет, прежде всего, об открытости и возможных не всегда приятных последствиях для репутации конкретного заинтересованного лица или группы влияния.

Кроме того, в самом украинском обществе понятие лоббизма воспринимается как некая коррупционная деятельность. Однако без регулирования данного рынка услуг хоть как-то вывести его из «тени» будет и в дальнейшем невозможно. По замыслу авторов законопроектов, законодательное закрепление лоббизма поможет как в борьбе с коррупцией, так и в наполнении бюджета. Ведь компании, которые будут продвигать чьи-то интересы, обязательно должны платить налоги, а профильные правоохранительные органы всегда смогут четко проверить, чем именно занимается тот или иной лоббист.

Правда, как изменить отношение к подобным услугам в обществе, авторы законов не объясняют. Да и сам закон вряд ли изменит суть отношений в политическом истеблишменте. Без шагов по демонополизации экономики и других существенных изменений – таких, как снятие депутатской неприкосновенности, реальное осуждение коррупционеров и т.д., установить новые «правила игры» на рынке профессионального политического лоббизма вряд ли удастся.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО