В ночь на четверг в Киев триумфально возвращается паралимпийская сборная Украины. XV летние Паралимпийские игры в Рио-де-Жанейро стали настоящим успехом для наших спортсменов: всего было добыто 117 медалей, из них 41 – «золото», 37 – серебряных, и 39 бронзовых наград.
За 20 лет и 6 Олимпиад украинские паралимпийцы уверенно шли к такому победоносному успеху. Еще в 1996 году в американской Атланте они получили всего 7 медалей и заняли лишь 44-е место в общем зачете. А уже в Рио-2016 Украина заняла третье место, уступив лишь Китаю и Великобритании.
Но и это еще не все. Во время соревнований украинские спортсмены успели установить 109 рекордов в трех видах спорта, среди которых – 22 рекорда мира. И хотя сравнивать результаты олимпийской сборной с успехами их паралимпийских коллег было бы крайне непрофессионально, все же у многих украинцев возникает вполне вменяемый вопрос: почему возникает такая разница в достижениях?
Движущие силы паралимпийцев
Прежде всего, стоит отметить высокий моральный дух украинских спортсменов. На Паралимпиаду отбыла самая многочисленная по составу команда – 172 участника. Беспрецедентные результаты показали украинские пловцы, получив в этом виде спорта наибольшее количество наград и установив больше всего рекордов.
Среди основных причин стабильно высокого результата паралимцийцев – высокая мотивация к достижениям. Так, речь идет не только о призовых: Кабмин выделил за золотые медали по 40 тысяч долларов, за «серебро» – 26 тысяч и за «бронзу» – 18 тысяч. Итоговая сумма призовых для участников паралимпийской сборной Украины составила около 112 миллионов гривен. Впрочем, деньги – не основной мотиватор, ведь суммы призовых за соответствующие успехи олимпийцев были втрое больше, а результат – лишь 31-е место в общем командном зачете.
Для паралимпийцев выигрыш – это еще и признание, и новые возможности для построения карьеры в спорте. К сожалению, уровень поддержки государством людей с особыми потребностями настолько низок, что им приходится рассчитывать полностью на себя, а значит, идти только к новым победам.
Проблемы все те же
Возникает логичный вопрос: почему же паралимпийцам удалось, а олимпийцам – нет? Однако то, что олимпийская сборная Украины смогла занять в Рио только тридцать первое место, особым провалом назвать трудно. И хотя на протяжении восьми предыдущих лет, с 2004-го по 2012-й, наши олимпийцы достигали куда лучших общекомандных результатов, в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться.
Напомним, в 2004 году в Афинах Украина достигла 12-й ступеньки в общекомандном зачете. Еще через четыре года в Пекине наши олимпийцы смогли улучшить свои результаты на одну ступеньку, но в Лондоне украинцы уже опустились на четырнадцатое место. Очевидно, именно тот, четырехлетней давности результат олимпийской сборной Украины давал основания заявлять накануне старта в Рио о том, что украинские олимпийцы нацелены на место в первой двадцатке общекомандного зачета. Однако оказались лишь в четвертом десятке.
Сегодня уже прозвучало немало оценок и комментариев относительно итогов выступления наших олимпийцев в Бразилии. Давались откровенно провальные и негативные оценки выступлений украинских олимпийцев. Главным образом критика звучала в адрес профильного министерства, которое несет наибольшую ответственность за уровень выступлений и олимпийских достижений наших спортсменов. Однако проблемы в украинском спорте остаются те же, да еще и с каждым годом накапливаются.
Во-первых, итоговые результаты украинских спортсменов являются объективно обусловленными низким уровнем состояния развития физкультуры и спорта в Украине. Уже сегодня всем понятно: уровень финансирования физкультурно-спортивной отрасли, который стабильно уменьшался в Украине на протяжении всех лет ее независимости, не дает оснований надеяться на прогресс и улучшение результатов на самом высоком мировом уровне.
В ряде областных центров Украины за четверть века не было построено ни одного спортивного объекта международного уровня. Например, по количеству спортивных бассейнов мы однозначно входим во вторую сотню стран. То же самое можно сказать и о легкоатлетических манежах, специализированных гимнастических залах, не говоря о суперсовременных базах для занятий велосипедистов, гребцов и других высокотехнологичных видов олимпийской программы. Отдельной темой для обсуждения может стать ситуация с игровыми видами спорта, где Украина является откровенным аутсайдером и уже много лет отсутствует как на олимпийских футбольных турнирах, так и на волейбольных, гандбольных, баскетбольных площадках Олимпиад.
Во-вторых, Олимпиада-2016 в Рио стала еще одним свидетельством того, что Украина исчерпывает последние инерционные запасы системы подготовки спортсменов-олимпийцев, которая сформировалась еще в советские времена. Стоит заметить, что прежняя система основывалась на обязательных ассигнованиях строительства спортивных объектов и таком же обязательном финансировании огромной сети спортивных школ, интернатов, училищ олимпийского резерва. Да, существовала определенная инертность, запоздалая реакция на появление в спорте определенных тенденций и явлений (например, слабая работа вокруг решения допинговой проблемы), но в целом палитра достижений спортсменов в олимпийских видах спорта держалась на приличном уровне еще 10-15 лет после краха советской системы хозяйствования.
Как изменить ситуацию?
Однако насколько бы пессимистично или даже катастрофически не выглядела ситуация с развитием спортивно-олимпийского движения в Украине, изменить ситуацию возможно.
Во-первых, для этого нужно аккумулировать и распространить весь имеющийся опыт и потенциал тренеров, школ, учебных заведений и спортивных обществ, существующих еще с советских времен. Новейший институт тренерства – это то, чего не хватает украинским спортсменам, и именно тот элемент, который взяли на вооружение паралимпийцы. Благодаря современным технологиям тренировок и новейшим подходам им удается стабильно улучшать результаты из года в год.
Во-вторых, нужны принципиальные изменения в системе подготовки спортсменов. Для этого необходимо внедрять новую политику поощрения поддержки физкультуры и спорта со стороны государства. Это процесс строительства современных спортивных объектов. Надеяться на ощутимый прогресс в этом направлении пока не приходится. Украина переживает глубокий системный кризис. Не только экономический, но и комплексно-цивилизационный со всеми негативными последствиями невнимания к развитию человеческого потенциала.
При чем здесь политика?
Отсутствие внимания к развитию спорта демонстрирует не только государство, но и общественность, представленная спортивными федерациями. Ярким свидетельством кризисных явлений становятся и хроники новостей из стана федераций, куда также проникли коррупция и скандалы.
Еще хуже выглядит ситуация в отношении физкультурного и спортивного развития страны в кругу политиков. Ни одна политическая сила не имеет четкого концептуального подхода к улучшению ситуации в области спорта. Вот и получается, что спортом как исключительно важной отраслью социального развития страны в последнее время в Украине берутся управлять новички, а то и просто случайные люди, которым, согласно партийно-квотному принципу, пришлось становиться министрами.
Еще одна проблема, на которую стоит обратить внимание политикам и чиновникам – миграция спортсменов. Если так пойдет и дальше, то в 2020 году общекомандный результат сборной Украины станет ожидаемо объективным на уровне уже четвертой или пятой десятки стран. И такая ситуация, собственно, уже никого не удивит. Разве кто-то в мире удивляется показателям ВВП украинской экономики, которая скатилась в перечень второй сотни стран мира? Спорт и, в частности, спорт высших достижений, не может расти в ситуации резкого обнищания большинства населения страны, а потому надеяться на улучшение показателей украинских олимпийцев уже через 4 года пока нет никаких оснований.
Так, что при таких условиях выступление сборной Украины на Олимпиаде в Рио можно считать вполне закономерным. Таким же закономерным можно считать и успех украинских паралимпийцев, которые стали фаворитами и заняли высокое третье общекомандное место. Немалую роль в обеспечении такого результата сыграла бывшая система повышенного внимания к проблемам людей с особыми потребностями. В Украине остатки этой системы оказались достаточно живучими и до сих пор дают достойные результаты даже на мировом уровне.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»