Инвестиции или новые кредитные обязательства: какого эффекта стоит ожидать от решения МВФ?

Александр Радчукполитолог

Пока украинские пользователи соцсетей активно обсуждают и в основном осуждают неполиткорректные шутки Владимира Зеленского и его коллег из «95-го квартала» в Юрмале о нищенской сути отечественной экономики, первые лица государства наперегонки спешат сообщить успокаивающую новость о предоставлении очередного транша кредита от МВФ.

С уверенностью о решении по новому кредиту от МВФ заявил Президент Петр Порошенко. «В среду, 14 сентября, у нас будет очередной миллиард – транш МВФ, который станет крепким фундаментом под нашей реформой», – сказал Глава государства.

Несмотря на противоречивые прогнозы, уверены в предоставлении кредита и глава Минфина Александр Данилюк, и вице-премьер-министр – министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив.

Чем так важен кредит от влиятельной международной финансовой организации? Основной аргумент в устах власти: эти средства стабилизируют экономику страны, укротят своенравный курс нацвалюты и позволят иностранным инвесторам чувствовать себя безопаснее. А значит, вкладывать средства в украинскую экономику.

Но соответствует ли последнее утверждение действительности?

Фактор МВФ

Сейчас решение о предоставлении транша от Международного валютного фонда находится больше в геополитической плоскости, чем в экономической. Новое правительство, несмотря на все заверения о выполнении требований кредиторов, не смогло продемонстрировать значительных результатов в реформировании страны. Слабый рост экономики в 2016-м и примерно такой же прогноз по 2017 году – не слишком убедительные аргументы.

В свою очередь, отсутствие поддержки со стороны МВФ может значительно повлиять на отечественную экономику. Прежде всего, может окончательно потерять равновесие гривна, а с ней и остатки банковской системы страны. Галопирующая инфляция и неспособность платить по долгам автоматически приведет к дефолту и еще одному масштабному кризису. Именно на ее пике к власти в стране могут прийти политические партии и силы пророссийского толка, которые пообещают населению скорое окончание войны и стабилизацию ситуации.

Но несмотря на необходимость удерживать экономику Украины, в США понимают и другие опасности внутри страны. Коррупция, безработица, повышение цен на энергоносители влияют на настроения населения. Нужна настоящая политическая воля, чтобы изменить ситуацию к лучшему и убедить украинцев в перспективах обновленной отечественной экономики. Пока у действующей власти получается не очень, поэтому и кредит от МВФ будет меньше ожиданий – от 700 миллионов до 1 миллиарда долларов.

Инвестиции или кредиты?

Стоит опровергнуть и еще один тезис: кредит МВФ пока никак не влияет на уровень привлечения иностранных инвестиций в Украину. Об этом свидетельствует сравнение данных Госкомстата, обнародованное на сайте Министерства экономического развития и торговли.

Так, в январе-июне 2016 года было привлечено 2,8 миллиарда долларов инвестиций. Это действительно на 1,7 миллиарда больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако выведена инвесторами в этом году почти такая же сумма, как и в прошлом – 330 миллионов долларов (в 2015 году – 350 миллионов).

К тому же, общий уровень инвестиций в экономику страны по состоянию на 1 июля 2016 года составил 44,8 миллиарда долларов. Это показатели 2010 года, которые демонстрировали растущую динамику к 2013 году – 57,1 миллиарда долларов. Как показывает динамика середины 2000-х годов, меньше иностранных инвестиций приходилось именно на период динамичного роста отечественной экономики. То есть, по сути, кредитование МВФ в нынешней ситуации существенной роли именно для развития экономики не играет.

Решение – в мирном урегулировании конфликта на Донбассе?

А вот мирное урегулирование конфликта на Донбассе является одним из самых благоприятных факторов для притока иностранных инвесторов. Впрочем, данная задача выглядит крайне сложной и длительной для решения.

Последние заявления Президента об увеличении финансирования Вооруженных сил в 2017 году почти вдвое – на уровне 5% ВВП страны – свидетельствуют скорее о продлении затяжной фазы длительного позиционного гибридного конфликта с противником. Почти единственное отличие, которое планируют полностью ввести со следующего года - заменить максимальное количество призывников из мобилизационных волн на контрактников. Уверенность Главы государства в возможностях увеличения оборонных бюджетов свидетельствует скорее о поддержке со стороны Запада. А значит, будет способствовать дальнейшему сотрудничеству в предоставлении кредитов украинской экономике.

Решить конфликт на Донбассе Порошенко сейчас может двумя реальными путями: предложить новый формат переговоров, который должны поддержать все участники нынешней «нормандской четверки», или выполнить нынешние договоренности. В обоих случаях Президент сильно рискует, ведь речь пойдет фактически о переформатировании государственного строя.

Сейчас Главе государства активно предлагают третий путь решения конфликта на Донбассе в рамках действующих Минских договоренностей – так называемый «план Медведчука». В рамках этого плана предлагается принять 4 законопроекта, часть из которых Верховная Рада уже рассмотрела в первом чтении.

Речь идет об отказе от уголовного преследования участников событий в юго-восточных областях Украины, об изменениях в Конституцию в части децентрализации власти, о проведении выборов на территории Донецкой и Луганской области и об особом порядке управления на отдельных территориях Донбасса. То есть Порошенко убеждают в том, что «план Медведчука» – это не только механизм мирного урегулирования на Донбассе, но и восстановление мира во всей Украине. Все перечисленные пункты – это безусловные риски для существующего формата государства Украина, однако процесс их выполнения может помочь сосредоточиться на настоящем восстановлении экономики. В том числе и способствовать притоку инвестиций.

К слову, по данным Госкомстата, прямые иностранные инвестиции из Российской Федерации в 2016 году составили 474 миллиона долларов, то есть страна-агрессор до сих пор остается в пятерке основных иностранных инвесторов в украинскую экономику.

В поисках инвесторов

На фоне унылых цифр Госстата, несколько странными выглядят заявления экс-главы Администрации Президента, а ныне главы Национального инвестиционного совета Бориса Ложкина. Он пообещал, что в следующем году благодаря усилиям чиновников в экономику Украины удастся привлечь от 3 до 5 миллиардов иностранных инвестиций. Что ж, на фоне массовой трудовой эмиграции украинцев за границу, которая обусловит увеличение поступлений денежных переводов, такие прогнозы чиновника кажутся не такими уж и нереалистичными.

Однако, по словам Ложкина, настоящий рост украинской экономики на уровне 6-7% ВВП ежегодно начнется только при условии привлечения от 5 до 10 миллиардов долларов инвестиций. К тому же, на своей странице в Facebook он привел пример «некоторых североафриканских стран», где существует практика «подписания прямых договоров между властью и крупными инвесторами». «Они заключаются на уровне премьера или Президента – с конкретным инвестором и по определенному проекту. Фактически, таким образом государство подписывает юридическую гарантию для этой инвестиции в стране. Такой индивидуальный подход государства к инвесторам и в Украине мог бы серьезно изменить их отношение к нашей стране», – отметил председатель Национального инвестиционного совета.

Альтернативные источники

Пока в государстве продолжаются реформы, новыми альтернативными источниками инвестирования в украинскую экономику могут стать либо валютные сбережения самых украинцев, либо эффективная работа правоохранительных органов по возврату украденных активов предыдущих чиновников и нынешних коррупционеров из-за рубежа.

И в первом, и во втором случае для достижения успеха придется очень постараться. Чтобы заставить украинцев нарушить «золотой запас» собственных матрасов, нужно сверхбыстрыми темпами восстановить доверие к банковской системе и вселить веру в реальность экономических реформ.

Что же касается возвращения украденного, то в данном вопросе украинские правоохранители – то ли от недостатка профессионализма, то ли по другим мотивам – за 2 последних года не продемонстрировали никакого положительного результата. Последний громкий провал – решение суда Латвии о конфискации 50 миллионов евро в пользу этой страны по делу хищений из Госбюджета Украины и легализации средств через латвийские банки. Латвийские правоохранительные органы так и не получили ответа и достоверных фактов от украинских коллег о том, что эти деньги были украдены у государства и их следует вернуть народу Украины.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО