Ежегодно старт нового политического осеннего сезона традиционно активизирует все критические общественные тенденции. Этот год не станет исключением, а скорее будет переломным для карьеры многих отечественных политиков как во власти, так и в оппозиции.
Первое существенное отличие, которое обязательно будет иметь наибольшее влияние на ход событий этого политического сезона – падение доверия ко всем институтам власти и значительные рейтинговые потери политических сил, которые сейчас формируют коалиционное большинство.
Зато в очередной раз вырастут рейтинги популистов. Украинское общество лихорадит. Однако на этот раз все эти процессы происходят на фоне войны на Донбассе, а непростая экономическая ситуация только усугубит ход всех событий.
В плену рейтингов
Впервые за 2 последних года накануне нового политического сезона украинцы демонстрируют существенное разочарование действиями властей. Об этом свидетельствуют несколько социологических исследований, которые проводились в последние месяцы лета.
Последнее из них, проведенное Социологической группой «Рейтинг», показал факт значительного падения рейтингов Президента Петра Порошенко. Так, согласно опросу, в случае проведения президентских выборов нынешний Глава государства с 6,4% поддержки уступает кандидатам Юлии Тимошенко – 10,4% («Батькивщина») и Юрий Бойко – 7% («Оппозиционный блок»).
При этом 6% опрошенных проголосовали бы за главу фракции «Радикальной партии» в Раде Олега Ляшко, 5,5% – за мэра Львова, лидера партии «Самопомощь» Андрея Садового, 4,4% – за лидера партии «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко, 3,6% – за народного депутата от «Батькивщины» Надежду Савченко, 2,4% – за главу ВО «Свобода» Олега Тягнибока.
Похожая ситуация и с рейтингами политических партий. Среди тех, кто намерен голосовать и определился с выбором, за «Батькивщину» проголосовали бы 18,3%, за «Оппозиционный блок» – 12,6%, за «Самопомощь» – 11,0%, «Радикальную партию» – 11,0% , «БПП» – 9,1%, «Свободу» – 5,6%.
В свою очередь, данные социсследования, проведенного центром «Социальный мониторинг» и Украинским институтом социальных исследований им. Яременко, свидетельствуют о растущем желании украинцев провести досрочные президентские выборы – за подобный сценарий высказались 53% опрошенных.
Безусловно, на фоне падения рейтингов провластных политиков начали расти показатели всех оппозиционных политических сил, которые используют откровенную популистскую риторику. К тому же, активизируются различные проекты левого толка, под видом которых штурмовать новые политические вершины двинутся и бывшие «регионалы». Рост реваншистских настроений наблюдается не только на фоне отсутствия реальных политических достижений, но и усиливается ухудшением экономической ситуации. Даже наиболее оптимистические прогнозы о росте украинской экономики на 2,5% в 2017 году вряд ли существенно повлияют на настроения украинцев.
Тупик Минских соглашений
Главный риск политической осени-2016 – отсутствие какого-либо прогресса по установлению мира на Донбассе. В украинском обществе ожидают вразумительного решения данного вопроса: граждане устали не только от гибридной войны с внешним агрессором на фронте, но и в других сферах жизни – с внутренними врагами.
Президент оказался в крайне тяжелом положении: с одной стороны, изменения в Конституцию является наиболее рискованным шагом в плане выполнения Минских соглашений. На Петра Порошенко давит не только агрессивный Кремль, но и другие участники переговорного процесса – Франция и Германия – лидеры которых не слишком скрывают планов о необходимости скорейшего введения условий для установления мира на Донбассе. Политические позиции канцлера Ангелы Меркель внутри Германии слабеют (не без помощи сторонников Путина), подобные процессы происходят и во Франции. К тому же, президентские выборы в США могут значительно ослабить проукраинские позиции или, по крайней мере, изменить повестку дня в отношениях с Украиной.
Правда, в своем обращении к депутатам Верховной Рады Петр Порошенко таки перестраховался, отметив, что второго чтения по конституционным изменениям о статусе оккупированных территорий Донбасса не произойдет до тех пор, пока Украина не вернет себе контроль над границей, а РФ не выведет свои войска и технику. Однако, как и о чем тогда договариваться в рамках Минских соглашений и «нормандского формата», не совсем понятно.
Войны компроматов
Этой осенью украинцев ождает очередная мощная волна «слива» политических компроматов, мощных информационных кампаний и ряд громких «каминг-аутов».
Предвестником этих процессов являются последние скандальные подробности из частной жизни народного депутата от «БПП» Сергея Лещенко. Очевидно, нардеп не ожидал подобного усиления внимания к его персоне со стороны общественности после неоднозначных поступков с покупкой квартиры и оплатой услуг «Сбербанка России». Ведь, будучи журналистом, он занимал позицию борца с коррупцией и проводника новых политических ценностей и вряд ли мог предположить, что доверие к нему может так быстро угаснуть. Теперь его поступки как одного из возможных лидеров обновленной партии «Демальянс» посеяли существенные сомнения в искренности намерений всех политиков новой генерации, которые только начинали свой путь под знаменами этой политсилы.
Экономический кризис – без света в конце туннеля
Сразу несколько экономических факторов будут усиливать политические риски в новом сезоне. Речь идет прежде всего о повышении тарифов. Уже в октябре украинцы получат новые платежки с заоблачными для большинства граждан цифрами. Правительство обещает уравновесить ситуацию субсидиями, однако уже сейчас эксперты предполагают крайне тревожную ситуацию – денег на льготы хватит далеко не всем, кто действительно в этом нуждается.
Поэтому, «тарифной» темой непременно воспользуются оппозиционные политики-популисты, чтобы еще больше нарастить рейтинг и достичь своих целей – отставки правительства и досрочных парламентских выборов.
Еще один риск – отсутствие долгожданного транша от МВФ. Без него удержать постоянно растущий курс гривны будет все труднее: за последние 2 недели национальная валюта обесценилась почти на 2 гривны по отношению к доллару и евро. Экономисты утверждают, что вопрос предоставления очередного кредита лежит скорее в политической плоскости. Поэтому можно сделать вывод, что нынешние власти, вероятно, делают что-то не по предварительно согласованному с Западом сценарию.
Третий фактор, который исходит из двух предыдущих, – инфляционные процессы и постепенный рост цен.
Риск правительственного и парламентского кризисов
Сейчас двум крупнейшим фракциям парламента, которые формируют большинство в ВР, – «Народному фронту» и «БПП» – нужно продемонстрировать подлинное единство и желание системных изменений в стране. Иначе правительственного кризиса не избежать, а с ним – и парламентского.
Правительство Владимира Гройсмана, как и его предшественника на посту премьер-министра, пока демонстрирует слабые результаты по реформированию страны. Более того, аналитики указывают на недостаточный уровень коммуникации с обществом: большинство из тех скандалов, которые сопровождают нынешний Кабмин, можно было бы избежать, если вовремя и эффективно объяснить украинцам информацию о необходимости тех или иных изменений. В свою очередь, этого не происходит.
Так же критической является ситуация и в Верховной Раде. Самые болезненные вопросы до сих пор остаются не рассмотренными парламентом. Например, так и не решены вопросы с составом ЦИК, изменениями в избирательное законодательство. Очевидно, очень острой будет дискуссия по формированию нового Бюджетного кодекса на 2017 год.
Сказать, что те политики, которые сейчас находятся у власти, не имели достаточных полномочий, ресурсов, или кредита доверия со стороны общества для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему, нельзя. Однако мы можем снова стать свидетелями упадка общественных ожиданий и возвращения на политическую арену очередных «махровых» популистов. Очевидно, ни политики, ни украинское общество пока взрослеть не собираются.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»