Должность главы Администрации Президента не всегда имела серьезный политический вес в новейшей истории Украины. Никто сразу и не вспомнит фамилию главы Администрации Леонида Кравчука.
Все изменилось с 1994 года, когда второй президент Украины Леонид Кучма начал выстраивать сильную президентскую вертикаль. Для этого ему нужны были верные соратники, которые были бы споспобны построить эффективную модель влияния президентской власти на все процессы в государстве.
Официально полномочия председателя и работа нынешней Администрации Президента были нормированы в 2010 году соответствующим указом Виктора Януковича. С формальной точки зрения, деятельность главы АП регулируется всего 11 пунктами статьи 9 указа «О положении об Администрации Президента».
Правая рука Президента
Среди наиболее влиятельных полномочий главы президентской Администрации – представительская функция в отношениях с другими ветвями власти, определение кадровой политики подконтрольного ему ведомства, предоставление на подпись Президенту проектов указов, распоряжений и поручений, законов Украины, поступивших на подпись Главе государства, и контроль над их выполнением.
На самом деле, влияние главы АП на политические процессы в государстве явно не ограничивается формальными предписаниями и должностными инструкциями. Фактически, он выполняет всю работу по организации деятельности Главы государства, впоследствии формирует имидж Президента и его влияние в обществе.
Глава АП определяет кадровую политику Главы государства, может способствовать карьере того или иного чиновника, приблизив его к первому лицу государства. Согласно украинским политическим традициям, глава АП имеет влияние и на судебную ветвь власти, и обеспечивает эффективность коммуникации с парламентом. Особенно, если речь идет о принятии важных для Президента решений.
Эра «серых кардиналов»
Наиболее одиозными и «демонизированными» в обществе и отечественном политикуме стали трое руководителей Администрации президента Леонида Кучмы – Дмитрий Табачник (1994-1996 гг.), Владимир Литвин (1999-2002 гг.), и Виктор Медведчук (2002-2005 гг.).
Для всех троих должность главы АП стала своеобразным трамплином в большую политику. Впрочем, лучше всего политическая карьера сложилась у Владимира Литвина, который в течение 2007-2014 годов имел собственную фракцию в парламенте, дважды избирался спикером.
Карьера Дмитрия Табачника пошла вверх после того, как он присоединился к команде Виктора Януковича. Правда, сейчас он, как и его бывший шеф, находится в розыске.
Что же касается Виктора Медведчука, то даже после бурных событий 2004-2005 и 2013-2014 годов и длительного политического «затишья» он сумел стать полезным и нынешней политической верхушке. Его близость к Владимиру Путину помогает вести переговоры по обмену пленными в рамках работы Трехсторонней контактной группы в Минске.
Говорят, что сейчас он также влияет на переговорную позицию Президента Петра Порошенко в рамках Минского процесса. После того как РФ отозвала из Киева собственного посла, а украинского посла в Москве нет с марта 2014 года, именно Медведчук получил статус фактически главного переговорщика между Украиной и Россией.
Скандальные госсекретари
После событий Оранжевой революции новому президенту нужно было как-то избавиться от негатива, с которым ассоциировалась должность главы его Администрации. Было принято решение обновить президентскую канцелярию и создать Секретариат Президента, который сперва возглавлял государственный секретарь.
Впрочем, первый госсекретарь Александр Зинченко запомнился громким политическим скандалом, обвинив ближайшее окружение Виктора Ющенко в коррупции. После скандала с «любыми друзями» он подал в отставку. Должность госсекретаря просуществовала еще чуть более 3 недель: вторым и последним госсекретарем был Олег Рыбачук, который после ее ликвидации еще более года возглавлял Секретариат Президента уже на должности его главы.
«Балога – это я»
Самым влиятельным главой Секретариата времен президентства Виктора Ющенко стал его многолетний соратник Виктора Балога. Он не только заботился о политическом имидже своего шефа, но и мог дать достойный отпор его врагам.
Балога смог организовать «с нуля» технократическую по своей сути партию «Единый центр», которая могла стать мощной пропрезидентской силой, если бы Виктор Ющенко решился покинуть тонущий корабль сшитой из лоскутков «Нашей Украины». Впрочем, этого не произошло, однако Виктор Балога пользовался огромным авторитетом и доверием у своего же непосредственного руководителя. На одной из непубличных рабочих встреч с депутатами из «Народной самообороны» Виктор Ющенко потребовал от них неукоснительно выполнять команды главы Секретариата, усилив свой месседж знаменитой фразой «Балога – это я».
В интересах олигархов
Президенту Виктору Януковичу нужен был универсальный глава Администрации, который мог бы прекрасно коммуницировать с парламентом, достигая всех необходимых голосований, и в то же время уметь вести переговоры с олигархами, заботясь об интересах своего шефа. Таким человеком сначала стал Сергей Левочкин.
Однако аппетиты «семьи» сдерживать было все сложнее, особенно когда речь зашла о серьезных репутационных последствиях, связанных с началом Революции Достоинства. Именно в наиболее определяющий период для режима Януковича его Администрацию возглавил едва ли не единственный верный на то время его соратник – Андрей Клюев.
Соратники по бизнесу
Борис Ложкин – первый глава Администрации Президента, который до этого не имел опыта работы в государственных структурах и пришел из бизнеса. Такое решение Президента Петра Порошенко в июне 2014 года было обусловлено недостатком необходимых кадров в его политической команде и особенностями характера Главы государства. Не секрет, что Порошенко сам начинал свою карьеру с бизнеса и, к тому же, не слишком привык доверять свои дела даже самым преданным политическим соратникам. Еще одна особенность – нынешний Глава государства не привык полностью делегировать определенные управленческие функции, поэтому всегда держит руку на пульсе всех процессов в своей Администрации.
Сейчас отставку Бориса Ложкина и назначение Игоря Райнина можно рассматривать как ослабление роли главы Администрации Президента именно в политической жизни государства. Скорее всего, Порошенко потребовался безотказный и отлаженный механизм по восстановлению своего политического имиджа, а не очередной центр властных полномочий.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»