ФЛП против РРО: что именно не устраивает предпринимателей и есть ли основания для беспокойства

Читати українською
Почему ФЛП выходят на митинги и есть ли основания для беспокойства предпринимателей, читайте в материале.
Слово и дело

Верховная рада провалила отсрочку регистраторов расчетных операций для ФЛП. Народные депутаты не смогли включить соответствующий законопроект в повестку дня. Что предусматривает законопроект, почему протестуют предприниматели и какие могут быть альтернативы, читайте в материале «Слово и дело».

Что такое регистраторы расчетных операций

Регистратор расчетных операций или РРО – это специальное устройство или программно-технический комплекс с реализацией фискальных функций для регистрации расчетных операций при продаже товаров.

По сути это аналог кассового аппарата, но в виде программного обеспечения для компьютера, смартфона или планшета.

РРО позволяет выполнять фискальные функции через регистрацию чеков на налоговом сервере через интернет. ФЛП имеют право выбрать, каким регистратором расчетных операций пользоваться: классическим или программным.

Кассовые аппараты необходимы для предпринимателей, реализующих технически сложные бытовые товары, подлежащие гарантийному ремонту, а также лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

ФЛП, которые оказывают посреднические услуги по недвижимости и производят, снабжают, продают драгоценные изделия, также должны использовать РРО.

Какие решения принимала Рада

Еще с 1 августа 2020 года вступили в силу нормы, вводящие программные РРО (кассовые аппараты) без расширения сферы их применения. При наличии классического РРО бизнес не обязан переходить на программные РРО и может пользоваться ими одновременно.

Предполагалось, что программные РРО от Государственной налоговой службы будут бесплатными, а установить их можно на телефон, планшет, компьютер или другой гаджет.

С 1 января 2021 года использование РРО для определенных видов деятельности II-IV групп физических лиц-предпринимателей должно было стать обязательным, а с 1 апреля 2021 года ‒ для всех плательщиков единого налога II-IV групп.

Кроме этого, предполагалось введение так называемого кэшбека. То есть если покупатель получил полностью или частично нефискализованный чек (который не был зарегистрирован на сервере Государственной налоговой службы) на сумму более 850 грн, он может написать жалобу в Налоговую. Если в результате проверки этот факт подтвердится, предприниматель заплатит штраф в размере 150% от стоимости товара, проданного не по чеку. Часть штрафа в деньгах получит покупатель, часть ‒ пойдет в государственный бюджет.

Предприниматели до конца года должны были успеть приобрести кассовые аппараты и наладить работу.

Учитывая недовольство и неблагоприятные карантинные ограничения, 1 декабря 2020 года Верховная рада приняла законопроект, которым отсрочила введение кассовых аппаратов до 1 января 2022 для ФЛП II-IV групп (объем дохода которых не превышает 1 млн грн) и ответственность за торговлю без них.

Законопроект №4439 также предусматривает отмену штрафов за несоответствие наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете РРО, и за отсутствие предварительного программирования товаров в РРО.

17 декабря 2021 года Верховная рада собралась на внеочередное заседание для рассмотрения вопроса отсрочки применения РРО для предпринимателей. Однако Раде не удалось даже внести соответствующий законопроект в повестку дня.

Почему митингуют ФЛП

Юрист Ассоциации представителей малого и среднего бизнеса города Киева Виктория Бачинская в комментарии «Слово и дело» объяснила, чем вызваны опасения физлиц-предпринимателей и являются ли они обоснованными.

Опасение №1. РРО могут стать обременительными для ФЛП на упрощенной системе налогообложения.

«Однако если ФЛП честно ведет всю деятельность, декларируя все доходы, то внедрение новых технологий облегчит ведение учета и коммуникацию с непосредственными потребителями, поскольку, например, в Испании, где установка обязательных кассовых аппаратов не предусмотрена, предприниматели активно их используют для удобства», – рассказала эксперт.

Опасение №2. Необходимо обязательно установить «физическое» кассовое устройство и принтер для выдачи печатных чеков.

По словам юриста, такое утверждение является мифом. Можно использовать специальное программное обеспечение, установив его на телефон или компьютер. Чеки могут быть и в электронной форме, поскольку никаких требований по выдаче именно распечатанного чека законодательство не устанавливает», – пояснила она.

Однако Бачинская отметила, что даже при наличии бесплатного программного РРО, покупатели не всегда могут и хотят давать свой электронный адрес для отправки электронных чеков, что также является проблемным моментом.

Под Радой снова протестуют ФОПы: во время драки начали жечь файерыВ Киеве под Верховной радой в пятницу, 17 декабря, проходит очередная акция протеста предпринимателей.

Опасение №3. Предприниматели не знают, как будет работать система, что делать, если произойдет сбой программы, исчезнет интернет и т.д.

По мнению Бачинской, в этом ‒ реальная проблема, которую должно решить государство. «В частности, по общим принципам работы системы, то следует разработать специальные инструкции и обеспечить предоставление консультаций ФЛП по использованию РРО или ПРРО. Кроме того, в любом случае необходимо время и определенные навыки для ознакомления с принципом работы как кассового аппарата, так и программного обеспечения», – отметила эксперт.

Относительно проблем с интернетом, юрист считает, что опасения предпринимателей в этом отношении вполне обоснованы, поскольку вероятные пути решения проблемы не предложены.

«По моему мнению, следует также разработать механизм действий предпринимателя в случае возникновения такой проблемы и предложить пути ее решения», – добавила она.

Опасение №4. При приобретении именно механического РРО предприниматель понесет значительные финансовые затраты.

«Что касается этой проблемы, то государство могло бы способствовать не только созданию программного обеспечения для расчетных аппаратов, но и, следуя примеру Литвы, возмещать стоимость таких аппаратов или предоставлять льготные кредиты для их приобретения, а также разрабатывать информационные памятки по использованию РРО или ПРРО», – отметила Бачинская.

По ее мнению, если физлицо-предприниматель захочет приобрести именно РРО, а не пользоваться программным обеспечением, то, соответственно, это может привести к определенным затратам.

Опасение №5. Ответственность за нарушение применения кассовых аппаратов.

По словам Бачинской, штрафы действительно довольно ощутимы.

«Если ФЛП будет осуществлять расчетные операции без применения кассового аппарата, то получит штраф в размере 100% стоимости проданных с этими нарушениями товаров (работ, услуг) – за совершенное первое нарушение и 150% за повторно совершенное нарушение в течение года, что достаточно обременительно, учитывая убытки предпринимателей во время карантина», – подчеркнула она.

Отметим, что штрафные санкции предусмотрены не за неустановление кассового аппарата, а за совершение какой-либо наличной расчетной операции без него.

Опасение №6. Возможное давление со стороны Налоговой и проведение выборочных проверок.

В целом юрист подытожила, что вопрос внедрения кассовых аппаратов довольно спорный, и «вызывал антагонистические настроения в украинском обществе». В то же время, по ее мнению, такие нововведения преследуют цель вывести бизнес «из тени» и обеспечить налоговые поступления.

«Нельзя не согласиться, что сейчас, возможно, не лучшее время, учитывая довольно затруднительное положение малого и среднего бизнеса и количество убытков, понесенных в результате карантинных ограничений. При этом легальный бизнес, полностью декларирующий свои доходы не против введения РРО и ПРРО, особенно учитывая то, что это не распространяется на малейшие «бизнесы» ФЛП на едином налоге 1 группы без наемных работников», – отметила Бачинская.

По ее мнению, предприниматели обоснованно указывают на обременительность штрафных санкций, особенно учитывая карантинные ограничения и то, что они начинают пользоваться РРО, не знают специфики работы и, соответственно, не готовы к проблемам, которые могут возникнуть при применении кассовых аппаратов.

Напомним, несколько дней назад под Радой произошли столкновения между протестующими и правоохранителями. Тогда митингующие полностью перекрыли улицу Грушевского и зажгли файеры.

17 декабря митингующие снова вышли под Верховную раду. Участники акции блокировали подходы к ВР, бросали пиротехнические средства. Также произошли столкновения с правоохранителями. В результате взрыва петарды пострадала женщина – участница акции.

Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: