В Украине по «зеленому» тарифу закупается электроэнергия, произведенная из альтернативных источников. Несмотря на то, что государство гарантирует до 2030 года закупку «зеленой» энергетики, перед производителями сформировались долги, которые пришлось закрывать на законодательном уровне. «Слово и дело» предлагает посмотреть, как в Украине формировался и менялся «зеленый тариф», а также какими темпами росли мощности предприятий, производящих энергию из альтернативных источников.
В сентябре 2008 года Верховная рада приняла закон об установлении «зеленого» тарифа на закупку электроэнергии, произведенной из альтернативных экологических источников. Речь идет о солнечных (СЭС), ветровых (ВЭС), биоэнергетических, геотермальных электростанциях, а также малых гидроэлектростанциях (ГЭС мощностью до 10 МВт).
Закон предусматривает, что такая электроэнергия реализовывается через прямые соглашения с потребителями. При этом потребителю орган, уполномоченный Кабмином, выдает документ установленной формы, подтверждающий закупку выработанной из альтернативных источников энергии и порядок использования этого документа.
Согласно закону, «зеленый» тариф утверждает Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) сроком на 10 лет на уровне не выше удвоенного средневзвешенного тарифа на электроэнергию. Тариф пересматривается ежегодно в установленном порядке.
1 февраля 2011 года Украина стала полноправным членом Энергетического сообщества на основании ратификации Протокола о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического сообщества и взяла на себя обязательства до 2020 года достичь уровня 11% электроэнергии из ВИЭ в общей структуре энергопотребления страны.
Для выполнения этих обязательств 1 октября 2014 года правительство утвердило Национальный план действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 года (Национальный план). Им предусматривалось достичь 10 900 МВт установленной мощности ВИЭ по состоянию на 31 декабря 2020 года, где 2 280 МВт – ветровой генерации; 2 300 МВт – солнечной; 5 200 МВт – больших гидроэлектростанций; 150 МВт – микро-, мини- и малых гидроэлектростанций; 950 МВт – биомассы.
По состоянию на май 2020 года структура генерации ВИЭ состояла из: 4 515 МВт солнечной генерации; 1 065 МВт – ветровой; 169 МВт – станций на биотопливе.
В итоге, солнечной генерации построено почти в два раза больше, а ветровой – в два раза меньше, чем было запланировано. Это свидетельствует о том, что солнечная генерация благодаря высоким «зеленым» тарифам была более привлекательна для инвестиций, чем ветровая и биомасса.
В конце 2012 года Рада приняла изменения в закон «Об электроэнергетике» относительно стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников.
С 1 января 2014 года энергоснабжающие компании обязаны были выкупать у домохозяйств по «зеленому» тарифу избыточную электроэнергию, производимую СЭС или ВЭС мощностью до 30 кВт.
Однако с 2009 по 2016-й ввод новых мощностей ВИЭ было очень медленным. За 8 лет применения высоких ставок «зеленого» тарифа в эксплуатацию ввели только 1 118 МВт объектов ВИЭ. После оккупации Крыма часть мощностей ВИЭ осталась на полуострове, а впоследствии и на неподконтрольной территории Донбасса.
В сентябре 2014 года НКРЕКП остановила пересмотр «зеленых» тарифов, в феврале и марте 2015 года – снизила «зеленые» тарифы производителям, которые обжаловали в судах это решение и впоследствии получили компенсацию.
Летом 2015 года парламент поддержал изменения в законы по обеспечению конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников. «Зеленый» тариф получил привязку к курсу евро до 2030 года, чтобы предотвратить инфляционные риски.
По состоянию на 30 июня 2020 года ГП «Гарантированный покупатель» оплатило лишь 29% (6,5 млрд грн) за произведенную электроэнергию производителям ВИЭ по «зеленому» тарифу в первом полугодии 2020 года.
Из-за задолженности был заключен Меморандум между правительством, Минэнерго, Украинской ветроэнергетической ассоциацией и Европейско-украинским энергетическим агентством, который предусматривал существенное снижение ставок «зеленого» тарифа для частичного покрытия дефицита бюджета ГП «Гарантированный покупатель».
В июле 2020 года парламент принял соответсвующие изменения в законы по совершенствованию условий поддержки производства электроэнергии из альтернативных источников.
СЭС, ВЭС, малые ГЭС, электростанции, использующие биомассу в качестве топлива медленно наращивали свои мощности. Если в 2009-м речь шла только о 126 МВт, то в первом квартале этого года благодаря альтернативным источникам удалось получить 7 694 МВт электроенергии (без учета оккупированных территорий).
Ранее «Слово и дело» анализировало объемы экспорта и импорта электроэнергии в Украине в 2014-2020 годах.
Также мы писали, что Минэнерго планирует привлечь до 300 млн евро кредитов для «зеленой» энергетики.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»