Рука Москвы: чем «прославились» российские наемники в Ливии

Читати українською
Денис Поповичжурналист

Международный уголовный суд намерен расследовать военные преступления, совершенные фельдмаршалом Халифой Хафтаром во время гражданского конфликта в Ливии. К этим преступлениям, скорее всего, причастны и российские наемники из частной военной компании (ЧВК) «Вагнера», воюющие на стороне Хафтара.

Поводом для расследования Международного уголовного суда стали обнаруженные в Ливии 11 массовых захоронений мужчин, женщин и детей. Прежде всего речь идет о братских могилах, найденных в городе Тархуна, который был освобожден от вооруженных формирований Халифы Хафтара 5 июня.

Фельдмаршал Хафтар командует так называемой Ливийской национальной армией (ЛНА), которая выступает против признанного мировым сообществом Правительства национального согласия (ПНС), базирующегося в Триполи. Действуя при поддержке Саудовской Аравии, Египта и ОАЭ, Хафтар еще в прошлом году развернул наступление на Триполи. Серьезное содействие фельдмаршалу оказывает и Россия, снабжающая ЛНА различными вооружениями, техникой, специалистами и, что самое важное, живой силой в виде наемников из ЧВК «Вагнера».

«Вагнеровцы», которых в Ливии насчитывалось около 2 тысяч, печально известны своим участием в войне на Донбассе и в сирийской гражданской войне, где они выступили на стороне президента Башара Асада. «Вагнеровцы» уже давно используются в роли такого себе российского «иностранного легиона» в тех случаях, когда РФ не хочет афишировать свое военное присутствие.

Особыми успехами на полях сражений российские наемники похвастаться не могут. Например, в Сирии отряд «вагнеровцев» был наголову разгромлен американской авиацией в бою под Хишамом, в районе города Дейр-эз-Зор, 7 февраля 2018 года. А вот чем действительно запомнилась российская ЧВК – это различными зверствами в отношении мирного населения.

Так, российская «Новая газета» недавно опубликовала расследование событий трехлетней давности, произошедших возле сирийского газового месторождения Аш-Шаер. Заняв этот объект, «вагнеровцы» до смерти замучили сирийского гражданина Хаммади Таха Аль-Бута. Развлекая себя шутками и прибаутками, наемники раздробили несчастному мужчине конечности кувалдой, отрезали руки, а затем и обезглавили. Голову повесили на заборе, а тело сожгли.

Военная удача не сопутствовала «вагнеровцам» и в Ливии. Вначале войска Хафтара продвигались относительно успешно. Они подступили к Триполи и готовились взять город, но тут на помощь ПНС подоспела регулярная турецкая армия, которая разбила формирования ЛНА и погнала их прочь от ливийской столицы.

В городе Тархуна, который расположен примерно в 80 км к югу от Триполи, стояли как ливийские формирования Хафтара, так и российские «вагнеровцы». Когда отряды ЛНА оставили Тархуну, в этом городе были обнаружены контейнеры, где находились обугленные трупы заживо сожженных людей, колодцы с останками казненных, а также не менее восьми свежих братских могил, в которых покоились десятки людей, очевидно, погребенных заживо. Некоторые тела принадлежали членам одних и тех же семей. Есть все основания предполагать, что к этим зверствам причастны и наемники из ЧВК «Вагнера».

По данным некоторых источников, российским контингентом в Ливии командует кадровый военный – генерал-лейтенант Владимир Кочетков, отличающийся низкими моральными и профессиональными качествами. Все это не прибавляет ему авторитета в глаза подчиненных, которые предпочитают заниматься мародерством, грабежами и убийствами вместо того, чтобы исполнять приказы командования. Явно, дисциплина у «вагнеровцев» хромает. И это еще одна причина того, почему турецким воинским частям удалось нанести поражение «хафтаровцам».

Обычно частные военные компании представляют собой коммерческие структуры, набирающие в свой штат квалифицированных специалистов узкого профиля: инструкторов, телохранителей, военных консультантов, и т.д. Это дорогие профессионалы, поэтому заказчики прибегают к их услугам в нерядовых случаях. И лишь в России превратили микроскоп в кувалду, приспособив ЧВК для выполнения функций линейных пехотных подразделений. При этом российский наемник представляет собой пушечное мясо. Его присутствие в той или иной стране официально отрицается, поэтому если такой «боец» погибнет, то его семье рассчитывать на то, что наниматель выполнит свои финансовые обязательства, можно лишь теоретически.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: