Между двух огней: чем опасна для Украины продажа акций «Мотор Сич»

Читати українською
Денис Поповичжурналист

Китайские компании Skyrizon и Xinwei Group приобрели более 50 процентов акций украинского предприятия «Мотор Сич». Сделка жизненно важна для компании, которая терпит убытки из-за отсутствия заказов. Против продажи акций выступают США, которые вступили с Китаем в торговую войну. Чем этот конфликт может закончиться для Украины?

Покупку китайской стороной 50 процентов акций предприятия «Мотор Сич» (город Запорожье) должен еще утвердить Антимонопольный комитет Украины. В случае одобрения, по условиям сделки, китайцы предоставят авиастроительной отрасли нашей страны грантовое финансирование на сумму 100 млн долларов. При этом 25 процентов акций «Мотор Сич» могут остаться в собственности украинского государства.

Компания «Мотор Сич», президентом которой является крупный украинский топ-менеджер Вячеслав Богуслаев, является всемирно известным производителем авиационных двигателей для самолетов и вертолетов, а также сама осуществляет строительство и модернизацию вертолетов. В частности, на «Мотор Сич» были предложены варианты модернизации вертолетов Ми-2 и Ми-8 для Вооруженных сил. С их помощью предполагалось перекрыть недостаток штурмовых вертолетов Ми-24, образовавшийся после боевых действий 2014 года.

Однако украинский рынок слишком мал для такого гиганта, как «Мотор Сич», поэтому значительную часть своих заказов компания получала из РФ. С началом российской агрессии в Украину этот канал был перекрыт (эксперты говорят о потере двух третей заказа), поэтому «Мотор Сич» начала нести убытки. Вариант с «Поднебесной» является настоящим спасением для предприятия, на котором уже сократили рабочую неделю и готовятся к сокращению сотрудников.

Для китайцев покупка акций «Мотор Сич» также весьма интересна. Дело в том, что в Китае в последние годы вкладываются огромные силы и средства для технической модернизации. При этом китайцы не только создают собственные технологии, но не гнушаются покупать их или же просто копировать, попутно скупая и чужие «мозги». Технологии, которые может предложить «Мотор Сич», пригодятся китайцам для создания замкнутого цикла производства современной авиационной техники, способной конкурировать с американскими и российскими образцами.

Именно поэтому США, которые ведут ожесточенную торговую войну с Китаем, решили помешать совершению данной сделки. Специально для этого в Украину прилетел советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, чтобы отговорить украинских друзей от такого шага. Аргументов у американцев, по сути, немного: либо перебить сделку «рублем», либо каким-то образом надавить на украинскую сторону, чтобы предостеречь ее от продажи акций.

Таким образом Украина оказывается между двух огней. Срыв уже почти состоявшейся сделки с Китаем грозит не только финансовыми санкциями и репутационными потерями для самого предприятия, но и ссорой с таким крупным игроком, как Китай. В будущем китайцы не осмелятся инвестировать средства в нашу страну.

С другой стороны, нельзя ссориться и с США, которые являются партнером нашей страны и главным помощником в борьбе с российской агрессией. Отметим, что Китай в отношении украино-российского конфликта занял позицию стороннего наблюдателя и никакой технической помощи нашей стране не предоставил.

В этой связи нельзя забывать и о том, что Россия пытается активно развивать отношения с Китаем. Кто может поручиться, что авиационные технологии «Мотор Сич», которые сейчас недоступны россиянам, не попадут к ним с китайского рынка? К слову, Россия нуждается в двигателях для вертолетов марки «Ми» и «Ка», а также в агрегатах для некоторых моделей самолетов. Например, на запорожском предприятии производится двигатель АИ-222, который используется на учебно-боевых самолетах Як-130.

Таким образом, продажа акций может сыграть на руку нашему врагу и поссорить нас с друзьями. Но есть и третья проблема. Китайцам не так интересна сама «Мотор Сич», как та продукция, которая там выпускается. Не нужно много времени для того, чтобы изучить документацию и перевести нужные мощности в Китай. После этого с производством собственных авиационных двигателей и возможностью строить и модернизировать вертолеты Украина сможет распрощаться.

По-хорошему, на такую «растяжку» мы посадили себя сами. После начала войны «Мотор Сич» потеряла своего главного заказчика в лице России. Да, украинский рынок не такой большой, как российский, но при этом украинская власть в 2018 году предпочла купить 55 французских вертолетов вместо того, чтобы разместить этот же заказ на запорожском предприятии. Совершенно не исключено, что эта сделка стала одним из факторов, после которого руководители «Мотор Сич» решили не дожидаться у моря погоды.

Денис Попович, специально для «Слово и Дело».


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.