Языковой закон: что предлагают и каковы будут последствия

Читати українською
Руслан Бортникполитолог

«Языковой» законопроект предлагает абсолютно другую модель, нежели та, что существовала у нас все время.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал директор Украинского института анализа и менеджмента политики, политолог Руслан Бортник, оценивая «языковой закон», который комитет ВР рекомендовал ко второму чтению.

«Законопроект предлагает полностью переход на украинский язык всех публичных сфер, органов государственной власти. Фактически, предлагается ликвидация обучения языками нацменьшинств, останется только изучение этих языков. Закон ликвидирует модель, при которой те или иные языки могли использоваться на уровне местного самоуправления», – отметил Бортник.

Он уточнил, что только в том случае, если такие люди будут составлять большинство в тех или иных регионах, они смогут эти языки где-то использовать.

По его словам, такая модель сильно критикуется западными партнерами. Недавно по этому поводу была обнародована резолюция Совета Европы, Европарламента.

На Западе относительно языка обучения требуют не сужать уже существующий объем прав и свобод граждан в этой сфере, добавил политолог.

Языковой закон: что изменится для украинцевУкраинский язык должны будут знать все граждане страны, в частности депутаты и чиновники. Но на частную жизнь нормы закона распространяться не будут.

«Законопроект сугубо политический. Он используется как электоральная программа. При этом предложения грубо противоречат Конституции, как минимум части 2 статьи 10, которая гарантирует свободное использование и развитие русского и других языков нацменьшинств в общественной жизни», – пояснил он.

Данный закон ни свободного обучения, ни свободного использования языков нацменьшинств не дает. Это грубо противоречит закону Украины о ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, где предусмотрен абсолютно другой режим, подчеркнул эксперт.

В частности, закон предусматривает использование этих языков во всех сферах общественной жизни на разных уровнях – в местном самоуправлении, судах, сфере образования и так далее. Продвижение такого законопроекта нужно для продолжения праворадикального пиара со стороны нынешней власти, части украинского политикума, обслуживающей группу в 30-40% украинцев, которые верят и хотят этого, акцентировал он.

«Однако при этом игнорируются мнения всех остальных. Это работа на очень узкую группу электората в преддверии выборов, к сожалению», – отметил политолог.

Он предположил, что до реализации выводов Венецианской комиссии, до завершения рассмотрения в Конституционном суде иска народных депутатов относительно языка обучения, который рассматривается сейчас, языковые вопросы было бы уместно вообще отложить.

По его словам, во-первых, не совсем понятно, что скажет Конституционный суд по этому поводу, а во-вторых, нужно имплементировать замечания, которые высказали западные партнеры. Однако вместо этого мы видим какой-то языковый угар перед выборами.

«Законопроект до выборов принять могут, но тем самым создадут еще одну линию конфликта в обществе. Даже не между русскоязычной частю общества и украиноязычной, это и так есть, а прежде всего конфликт возможен между венгроязычными, румыноязычными меньшинами. К сожалению, государство отказывается от соблюдения Конституции, поэтому мы наблюдаем такие процессы», – резюмировал Руслан Бортник.

Напомним, 4 октября 2018 года Верховная Рада одобрила в первом чтении языковой закон. Как голосовали нардепы – на инфографике.

Также «Слово и Дело» разбиралось, какие изменения ждут украинцев, если документ в нынешнем виде доберется до президентского стола.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: