Во Львовской области уже второй раз за последнее время проводятся акции протеста на железной дороге. Утром 7 мая пассажиры, которым не хватило места в электричке, перекрыли железнодорожные пути. Люди возмущены тем, что «Укрзализныця» формирует составы пригородных поездов с недостаточным количеством вагонов. Аналогичная акция во Львове произошла 27 апреля. Тогда около 200 человек заблокировали железнодорожные пути на станции «Скнилов». Пассажиры не могли уехать домой на майские праздники из-за нехватки мест. При этом в планах руководства Мининфраструктуры закупить 60 новых пассажирских вагонов в нынешнем году. Кроме того, министр инфраструктуры Владимир Омелян обещает модернизировать 226 существующих пассажирских вагонов. К слову, инвестиции в «Укрзализныцю» на 2018 год составляют более 18 миллиардов гривен.
«Слово и Дело» решило разобраться в ситуации и выяснить, почему «Укрзализныця» не поставляет необходимое количество вагонов, в результате чего подобные инциденты уже становятся скорее правилом, нежели исключением.
Глава совета ОО «Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры» Владимир Наумов пояснил, что «Укрзализныця» рассматривает пассажирские перевозки исключительно через призму социальной нагрузки от государства, а не как бизнес, на котором можно зарабатывать деньги для предприятия.
По его словам, что пассажирские перевозки всегда перекрестно субсидировались за счет грузовых перевозок.
«На сегодня государство и органы местного самоуправления должны «Укрзализныце» за перевозку льготных слоев населения более трех миллиардов гривен, и этот долг с каждым днем растет. Почему вопрос компенсации до сих пор не решен, нужно спросить руководство предприятия», – отметил Наумов.
Социальное напряжение, связанное с пригородным сообщением, растет с каждым днем, и связано это с тем, что «Укрзализныця» не может решить несколько важных вопросов, добавил он.
«В каждой области должен быть заключен договор между «Укрзализныця» и органами местного самоуправления, где ОМС будут заказчиком услуг, точно так же, как выполняются внутреобластные перевозки пассажиров автобусами, где четко прописаны условия и оплата за оказанные услуги», – уточнил эксперт.
Второй пробел в том, что «Укрзализныця» не может осуществить стопроцентный учет перевозимых пассажиров, продолжил специалист.
«Каждый пассажир должен приобрести билет, а «льготник» – получить бесплатный билет. Это дает возможность понимать, какое количество пассажиров перевозится на каждом конкретном направлении и вовремя добавлять или убирать вагоны, перенаправляя их на более востребованное направление. Этого нет. На некоторых направлениях, пассажиры в большинстве случаев билеты не покупают, льготники не берут «бесплатный» билет, поэтому в «Укрзализныце» считают, что на этом направлении нет достаточного пассажиропотока и снимают вагон или несколько», – констатировал Наумов.
По его словам, на самом деле, деньги за проезд либо не платятся вообще, либо уходят в карман контролерам, тем самым нанося убыток предприятию.
«Так что это комплексная проблема. С одной стороны, пассажир который не покупает билет, или кондуктор, который обилечивает не всех, с другой стороны – «Укрзализныця», которая не хочет превратить пригородные перевозки пассажиров в бизнес. И не хочет контролировать пассажиропоток, таким образом теряя деньги», – подчеркнул специалист.
Подытоживая, он отметил, что во всех европейских странах подобные перевозки дотируются из бюджетов всех уровней.
«У нас государство не предоставляет дотаций «Укрзализныце» с целью компенсации убытков от перевозки пассажиров. Без дотаций от государства перевозчик не сможет за минимальную цену дать максимальное качество перевозок», – резюмировал Владимир Наумов.
Напомним, по данным «Слова и Дела», два года назад министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян пообещал, что в стандарты санитарных норм обслуживания пассажирских вагонов «Укрзализныци» будут внесены изменения. В вагонах не будут использоваться подушки на перьях и занавески.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»