Ценники на топливо в Украине приходиться менять едва ли не каждые три недели. Вслед за недавним резким ростом цен на сжиженный газ новая волна подорожания коснулась бензина. Последние недели цены стремительно преодолевают психологическую отметку в 30 гривен за литр. Если такая тенденция сохранится, то уже не приобретение авто, а возможность заправить его бензином станет роскошью.
Возможен ли откат цен назад, какова расчетная формула и роль трейдеров в этом процессе?
Директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев, оценивая рост цен на бензин, объяснил, что подорожание бензина определяется, как и год, месяц назад, двумя факторами – ценами на границе и стоимостью доллара по отношению к гривне.
Расчет цены – фактор риска
«По соотношению цены на границе и цен в рознице каждый процент на границе означает через две недели возможность подорожания на 10 копеек. Каждые 10 копеек в усредненном курсе означают подорожание на 6 копеек через две недели. Две недели – приблизительный интервал между поступлением топлива на оптовый рынок и его реализацией в рознице на АЗС», – пояснил эксперт.
Он подчеркнул, что за прошлый месяц было почти 8% роста по бензину, то есть, умножая на 10, получим 80 копеек.
«Примерно 80 копеек – тот рост, который и наблюдается в рознице на протяжении последнего времени», – уточнил энергетик.
По его словам, если курс поддержит этот рост стоимости топлива на границе, то получим еще какую-то надбавку к 80 копейкам.
«Зная о том, что курс будет снижаться, трейдеры играют на опережение. Им нужно закупить топливо. Для этого необходимо сформировать гривневую массу. Поэтому трейдеры повышают цены заранее», – отметил он.
30 гривен за литр – не предел?
«В декабре идет повышение почти по всем секторам, дешевеет гривна. А раз гривна дешевеет, то дорожают все импортные товары. Больше 80% нефтепродуктов завозят. Следовательно, будет подорожание», – продолжил Рябцев.
По его мнению, нельзя сказать, что нет шансов на откат цен, ведь у нас нет такой проблемы, которая была бы связана с тем, что цены никогда не снижаются после повышения, а лишь растут.
«Просто особенности конкуренции сегодня таковы, что снижение цен на границе отражается не на АЗС, а в программах лояльности. Если снижение цен происходит на границе, то увеличивается скидка, которую предоставляют лояльным клиентам в сетях», – отметил он.
Специалист уточнил, что речь идет о пересчете в доллары.
«Поэтому все будет зависеть от того, насколько будет нормальной вся экономическая ситуация в целом. От финансового рынка будет зависеть поведение всех рынков, на которых преобладают импортные товары», – пояснил Рябцев.
Злоупотребления трейдеров: сверхприбыли
Действительно, многие говорят о том, что у нас на рынке нефтепродуктов трейдеры сильно злоупотребляют, получают сверхприбыли, акцентировал эксперт.
«На самом деле, ситуация такова, что выводы может сделать каждый сам. Если сравнить розничную наценку, получаемую на рынке нефтепродуктов, с розничной наценкой, получаемой любым ритейлером, владеьцем супермаркета, то мы увидим, что с ритейла получают в 10 раз больше, чем с трейдера, торгующего топливом», – констатировал он.
По его словам, почему-то у нас акцент делается на участника рынка нефтепродуктов.
«Хотя у них вся маржа, которая есть, – 15% от розничной цены. Это не наценка, а маржа, учитывающая затраты на поддержание сети. В супермаркетах средняя наценка для продовольственных товаров – порядка 80%. 15% и 80% – просто несопоставимо», – резюмировал Геннадий Рябцев.
Добавим, что ряд сетей АЗС в Украине поднял розничные цены на бензин и дизтопливо на 10-80 копеек за литр.
Как менялась в Украине цена бензина за годы независимости – в материале по ссылке.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»