Выделить достижения, а тем более стратегически важные решения Кабмина под руководством Гройсмана, которые уже принесли или могут принести результат, весьма тяжело.
Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» высказал политолог Валентин Гладких, подводя итоги полугода деятельности Кабинета министров Владимира Гройсмана.
«В достижения правительства Гроймана записывают перевод госзакупок в систему Prozorro. Однако, это не помешало одному из медицинских учреждений Киева через данную систему приобрести швабры втрое дороже, чем рыночная цена. Получается, что через систему так же можно спекулировать, как и без нее. Безусловно, инициатива перевода госзакупок в систему Prozorro – это позитив, но возникает вопрос о реальной эффективности этой системы и путях ее дальнейшей оптимизации», - рассказывает Гладких.
Также среди очевидных провалов — проблемы с внедрением системы электронного декларирования.
«Согласно Закону Украины «О предотвращении коррупции», Нацагентство предотвращения коррупции, которое уполномочено обеспечить внедрение системы электронного декларирования, создано в рамках Кабмина, так что результаты его работы и ответственность за провалы лежит в том числе и на премьере», – уточнил он.
Кроме того, отметил эксперт, весьма сомнительны достижения Гройсмана и на международной арене.
«Вспоминается выражение Черчилля: лучший аргумент против демократии – пятиминутная беседа с обычным избирателем. Пятиминутная беседа с Гройсманом любого европейского лидера — это лучший приговор и диагноз украинской политической элите», - приводит пример политолог.
Если сравнивать нынешнее правительство с Кабмином Яценюка, то, по словам Гладких, следует учитывать тот факт, что Яценюк получил бразды правления, когда Украина была в значительно худшем состоянии, чем когда ко власти в правительстве пришел Гройсман.
«По большому счету, от Яценюка требовалось удержать ситуацию контролируемой, не допустить полного обвала. От Гройсмана требовалось заложить хотя бы фундамент и сделать реальные шаги к улучшению. Поэтому эти два правительства вообще не стоит сравнивать», – пояснил експерт.
«Видимо, у Гройсмана есть советники, которые ему рассказали о новом курсе Рузвельта и инфраструктурных проектах, но забыли о маленьком нюансе — в США дороги делали американские компании, в которых работали американские граждане и получали деньги, а потом эти деньги выходили на потребительский рынок, где создавали спрос, который удовлетворялся американским производителем товаров и услуг. Именно поэтому инфраструктурные проекты стали драйвером экономики», - напоминает Гладких.
Однако в Украине дороги ремонтируют турецкие компании, в которых работают не только украинцы, но и иностранцы, а хуже всего то, что созданный спрос удовлетворяется турецким, японским, китайским – каким угодно, но не украинским товаропроизводителем.
«Да, дороги стали относительно лучше. Однако достигается это за счет увеличения дефицита бюджета. За эти дороги в будущем мы дорого заплатим. Пока об этом никто не думает», - отмечает политолог.
В оправдание Гройсмана следует сказать, что Кабмин он все-таки не контролирует.
«Это лоскутное правительство с различными группами влияния, которые премьеру не подконтрольны. Гройсман – как свадебный генерал. Тем более правительство, созданное как лоскутное одеяло, имеет проблемные отношения с Веховной Радой, а любые принципиальные решения, которые нужны украинскому обществу, могут заблокировать те же группы влияния», - констатирует эксперт.
ВР и Кабмин занимаются «косметическим ремонтом»: будто бы что-то и нужно менять, но так, чтобы не затрагивать интересы ведущих игроков на политическом и экономическом рынке, что в принципе вообще невозможно, отмечает Гладких.
«Кабмин Гройсмана напоминает период Великого княжества Литовского: старого не разрушаем, нового не вводим», – подводит итоги полугода работы правительства Гройсман политолог.
Всего «Слово и Дело» зафиксировало 330 обещаний Владимира Гройсмана, большинство из которых (189) премьер выполнил, что в результате составило уровень ответственности главы правительства в 59%.
При этом за премьером все еще остаются 53 обещания, находящихся сейчас в процессе выполнения, а также 81 невыполненное обещание.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»