Искусственная агитация: чем партии и кандидаты будут соблазнять избирателя?

Кандидаты и партии, участвующие в выборах, все чаще «общаются» с избирателем виртуально: то с экранов телевизоров, то с билбордов, то раздавая кипы агитационных листовок и газет.

В Украине стартовала предвыборная кампания в органы местного самоуправления. Нынешней ее особенностью стало то, что кандидаты и партии, участвующие в выборах, все чаще «общаются» с избирателем виртуально: то с экранов телевизоров, то с билбордов, то раздавая кипы агитационных листовок и газет.

Правда, эксперты прогнозируют, что настоящие политические баталии развернутся уже в октябре - за несколько недель до дня голосования. В борьбе за своего избирателя кандидаты и партии, похоже, будут использовать наиболее эффективные способы - скрытый подкуп, продуктовые наборы, админресурс.

К сожалению, главным трендом нынешней избирательной кампании в очередной раз станет не соревнование идей и программ, а навязывание всеми возможными каналами коммуникаций избирателю политических брендов. Партии, которые, как грибы после дождя, появляются на политическом небосклоне - преследуют ту же цель, что и их более известные конкуренты. Главная задача, которая стоит перед политтехнологами - выбрать наиболее эффективную модель продвижения избирательного бренда, увеличить количество избирателей, уменьшив при этом стоимость одного голоса.

Такие тенденции присущи всем регионам Украины. Это подтверждают результаты исследования самых распространенных форм работы с избирателями, проведенного экспертами Комитета избирателей Украины. Больше всего политические силы и кандидаты в своей агитационной работе используют внешние рекламные носители. Более того, вопреки избирательному законодательству, билборды на политическую тематику появились задолго до официального старта предвыборной кампании. Эксперты связывают такую тенденцию с желанием участников избирательной гонки заранее выкупить как можно большее количество рекламных площадей.

Нардепы хотят запретить политическую агитацию и рекламуДевять народных депутатов зарегистрировали проект закона, который полностью запретит политическую агитацию на билбордах и других внешних носителях рекламы.

Вместе с размещением наружной рекламы, избирательные штабы начали заказывать агитационные материалы в СМИ. Чуть меньше в работе с потенциальными избирателями стали использовать агитационные палатки: по данным КИУ, в период июня-августа их использование было зафиксировано в 18 областях, в 10 из которых такие методы работы использовались часто. Впрочем, политологи указывают на неэффективность данного метода агитации, особенно в крупных городах. Раздаточные материалы преимущественно читают люди пожилого возраста, тогда как остальные избиратели в крупных городах добывают информацию из других источников. Поэтому наличие разнообразия агитационных палаток на улицах города - скорее дань традиции и сигнал для избирателей об очередном раунде политической борьбы за их голоса.

Интересно и то, что все меньшей популярностью среди политических игроков пользуются такие методы работы как проведение концертов, спектаклей и спортивных соревнований. Такая активность избирательного штаба является достаточно затратной, к тому же - наименее эффективной. Скорее всего, после расходов на рекламу и СМИ, львиная доля избирательных бюджетов будет потрачена на так называемую «технологию гречки», то есть на подкуп избирателя. По результатам исследования, проведенного в КИУ, еще до официального старта избирательной кампании в Хмельницкой, Полтавской, Днепропетровской и Кировоградской областях жителям раздавали продуктовые наборы от имени общественных организаций и благотворительных фондов, связанных с потенциальными кандидатами в мэры. Похоже, такая тенденция будет только усиливаться по мере приближения финальной даты выборов - 25 октября.

Избирательная гонка на Ровенщине: незаконные агитки и дешевый пиар на детяхКандидаты, участвующие в местных выборах на Ровенщине, решили не учитывать, что, согласно закону, в их населенных пунктах и районах избирательная кампания еще не стартовала, и уже вовсю ведут политическую агитацию.

Самое печальное то, что партии и кандидаты не видят необходимости работать с общественным мнением и избирателями путем проведения пресс-конференций, круглых столов, дебатов, публичных дискуссий. Это и является свидетельством отсутствия убедительных идеологических и программных принципов, которые могли бы стать конкурентными преимуществами в избирательных соревнованиях. К тому же, участники избирательной гонки даже не ищут возможностей хотя бы попытаться представить свои программные принципы и объяснить избирателю, чем же они отличаются от конкурента.

Уже в начале октября большинство штабов начнут активнее стимулировать избирателей отдать свой голос, применяя незаконные методы. Прежде всего, это прямой и непрямой подкуп. После скандальной избирательной кампании в 205-м округе в Чернигове, когда правоохранительные органы и активисты из штабов двух наиболее вероятных кандидатов в нардепы зафиксировали подкуп избирателей с обеих сторон, никто так и не был наказан. Таким образом, не состоялась даже попытка создать правовой прецедент наказания за такие незаконные действия участников избирательных кампаний. А это означает только то, что во время местных выборов технологии прямого/косвенного подкупа будут использовать все без исключения участники избирательной гонки. Так же, по мнению экспертов, будет применена еще одна избирательная технология - искусственное снижение явки избирателей. Ведь чем меньше явка избирателей на участках, тем легче одержать победу с помощью контролируемого штабом электората. Таким образом, выборы превращаются в некую математическую задачу: есть отдельный участок, куда является потенциальное количество избирателей, которые могут проголосовать. Для победы штаба кандидата нужно сделать так, чтобы проголосовало необходимое гарантированное количество граждан. И чем меньше будет явка, тем легче будет корректировать результаты волеизъявления на отдельно взятом участке.

Впрочем, вдумчивый избиратель всегда сможет оценить деятельность партий и их депутатов за время их пребывания в органах местного самоуправления. Стоит только использовать ряд критериев. Во-первых, оценить политическую биографию того или иного кандидата. Во-вторых, учесть реальное положение дел в своем населенном пункте: развивается ли регион, увеличились ли поступления в бюджет, были ли привлечены инвесторы, уменьшилась ли безработица. Ну и напоследок – стоит проанализировать количество обещаний политиков, которые они давали накануне предыдущих выборов и сравнить их с реальным положением дел в своем населенном пункте.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...