Кому может быть выгодно финансирование партий из Госбюджета?

Читати українською
Народные депутаты предлагают ввести государственное финансирование для тех политических партий, которые преодолели 3%-барьер на предыдущих парламентских выборах. Эксперты же видят в данном предложении ряд рисков.

Накануне любых выборов в Украине заметно активизируется партийная жизнь. Политическим силам с историей и предыдущими победами на парламентских выборах начинать новые соревнования за симпатии избирателей легче. А вот новым политическим проектам все труднее удивить украинцев чем-то новым: на идеологию и программу действий партии мало кто обращает внимание, наиболее рейтинговые политики - тянутся к более известным партийным брендам, а медийное присутствие и креативная реклама предполагают большие финансовые затраты.

Учитывая патерналистские настроения, высокий уровень люмпенизации украинского общества и политическую неразборчивость украинцев, в Украине на 24-м году независимости до сих пор реально «раскрутить» любую зарегистрированную политическую партию при наличии достаточного денежного ресурса.

Бороться с этим явлением эксперты предлагали различными способами, в том числе и введением так называемого избирательного ценза - то есть возможности получения права выбора, его потери в случае безответственных действий и тому подобное. Необходимость цивилизованного развития партийной жизни в Украине предстала как никогда остро, ведь именно в данной сфере отечественной политики сконцентрированы крупнейшие коррупционные риски. Итак, после Революции Достоинства наряду с другими требованиями к Украине в ЕС предложили отечественным законодателям рассмотреть возможность введения системы государственного финансирования политических партий.

Уже в начале лета 2015 года авторский коллектив народных депутатов, которые входят в состав коалиционного большинства, зарегистрировал проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия политической коррупции». Более того, 16 июля законопроект был принят нардепами в первом чтении - за него проголосовали 245 народных избранников. Очевидно, давление стран Запада постепенно приносит результаты в сессионном зале парламента: принятый пока в первом чтении законопроект находится в перечне необходимых условий для введения безвизового режима, является составной частью требований Группы государств Совета Европы против коррупции (ГРЕКО). К тому же, активным продвижением данного законопроекта занялись нардепы из фракции «БПП», в частности, одним из идейных вдохновителей и авторов документа является бывший журналист Сергей Лещенко.

Известно, что сейчас не все украинские партии придерживаются требований касательно своей финансовой отчетности. Как правило, для «раскрутки» нового политического проекта на «бирже» Минюста, где сейчас зарегистрировано 242 политические партии, будущие инвесторы могут попытаться приобрести уставные документы какой-то из зарегистрированных политсил. Затем привлечь мощное финансирование, в случае необходимости - осуществить ребрендинг и осуществить перерегистрацию партии, а дальше все зависит от фантазии экспертов по медийному продвижению политических проектов и имеющихся ресурсов. Законом «О политических партиях» никак не регламентирована финансовая активность политических сил: нет ограничений по членским взносам, не установлены какие-либо требования к содержанию ежегодных отчетов политических партий о доходах и расходах, а также отчетов партий об имуществе. Такие отчеты подлежат ежегодному обнародованию (причем, не важно, в каких СМИ - информация может появиться в любой районной газете с тиражом в 2 тысячи экземпляров), однако не подаются ни в один орган власти для аудита или даже сбора статистических данных. При этом действующий закон «О политических партиях» не вносит никаких ограничений для финансирования избирательной кампании любой партии: фактически, во время предвыборной кампании на счет партии могут быть перечислены десятки миллионов гривен, которые никто нигде потом не фиксирует. Интересно, что уголовной или административной ответственности за необнародование финансового отчета партии не предусмотрено.

В европейских странах, на опыт которых опираются авторы законопроекта, почти везде предусмотрено государственное финансирование политических партий. Кроме того, такую опцию в Европе практикуют еще с 50-60-х годов прошлого столетия. Существует ряд критериев, по которым принимается решение о государственном финансировании партий: например, самым распространенным является критерий распределения государственных средств при учете количества полученных на выборах голосов (применяется в Бельгии, Словакии), или в форме грантов или вознаграждений за преодоление определенного проходного барьера (Швеция, Эстония). При этом партия не обязательно может попасть в парламент или иной представительный орган, достаточно показать хороший результат своей деятельности на уровне хотя бы 1% поддержки голосов избирателей. Также в некоторых странах Европы (например, в Греции, Франции, Германии) предусмотрено финансирование уставной деятельности партий, независимо от того, представлены они в парламенте или нет.

Народные депутаты предлагают ввести государственное финансирование с 2017 года для тех политических партий, которые преодолели 3%-барьер на предыдущих парламентских выборах. «Государственное финансирование политических партий позволяет усилить уровень финансовой, организационной и кадровой способности партий, диверсифицировать источники финансирования партийной деятельности, уменьшить уровень зависимости партий от крупных доноров, уменьшить риски коррупции в политике за счет уменьшения зависимости партий от частных доноров, компенсировать сокращение количества членов партий и соответственно поступлений от членских взносов, переориентировать деятельность партий с постоянного поиска источников финансирования на внутрипартийное развитие, создать условия для честной и свободной политической конкуренции, развития новых партий», - говорится в пояснительной записке к законопроекту. В документе предусмотрено ограничение финансирования партий со стороны физических и юридических лиц - до 100 тыс. грн и 400 тыс. грн соответственно. Контролировать избирательные бюджеты партий и кандидатов будет Национальное агентство по предотвращению коррупции. Сама формула ежегодного государственного финансирования партий будет предусматривать выплату одной сотой размера минимальной заработной платы, умноженной на количество избирателей по состоянию на момент окончания голосования на последних очередных или внеочередных выборах народных депутатов Украины. Таким образом, партии, которые покажут результат в 3% голосов избирателей, могут получить поддержку государства в размере более 400 млн грн (12,18 грн, что составляет 1% от минимальной заработной платы умножаем на 35 млн избирателей).

В 2014 году гражданская сеть «Опора» обнародовала цифры крупнейших партийных избирательных фондов. Так, «Батькивщина» потратила 109,5 млн грн (из них свои средства – 2 млн грн, 107,5 млн грн – добровольные взносы); «Опозиционный блок» – 106,4 млн грн (из них 93,5 млн грн – свои средства, 12,9 млн грн – добровольные взносы); «Народный фронт» – 93,6 млн грн (92,4 млн грн – свои средства, 1,3 млн грн – добровольные взносы); «Радикальная партия Ляшко» – 93,3 млн грн (69,9 млн грн – свои средства, 3,4 млн грн – добровольные взносы). То есть большинство партий львиную долю своего финансирования получали посредством неизвестных «добровольных взносов».

Идея государственного финансирования партий нашла поддержку и у Президента Петра Порошенко. Он сам призвал нардепов проголосовать за такие изменения. «Как бы сложно нам сегодня не было, эти расходы я считаю приоритетными. Партии должны зависеть только от избирателей, и государственное финансирование - это условие такой независимости. И я рассчитываю на поддержку парламента в этом вопросе», - заявил Президент.

Эксперты считают, что таким образом пропрезидентская политическая команда делает превентивный шаг в сфере борьбы с финансированием новых политических сил представителями крупного капитала. «Президент дал четко понять, что партии должны зависеть только от избирателей, а следовательно влияние олигархов на политику должно быть минимизировано. Очевидно, этот закон станет для Порошенко еще одним средством для ослабления олигархов и лишения их влияния на политику. Ведь если сейчас они контролируют значительную часть парламентариев посредством финансовой поддержки их партий, то с принятием закона такая возможность будет утрачена. Вместе с внедрением государственного финансирования партий закон также изменяет саму систему финансирования партий и их отчетности, не оставляя шансов партиям-иждивенцам олигархов», - рассказал в комментарии «Слову и Делу» председатель Центра политических студий и аналитики Виктор Таран.

При этом эксперты видят ряд рисков в процессе государственного финансирования политических партий. Во-первых, финансирование получат ловкие и самые рейтинговые политические игроки. «Трудно представить, как в условиях войны вообще можно профинансировать политические партии, которых в Украине около 200. Сразу возникает вопрос, какие партии будут финансировать. Скорее всего, это будут какие-то «избранные» партии, возможно, те, что сейчас в парламенте. Необходимо прописать процедуру, по какому принципу будет происходить финансирование, потому что большинство партий, которые существуют на бумаге, будут требовать средства из Бюджета, поскольку они зарегистрированы в Минюсте», - считает политолог Виктор Каспрук. Во-вторых, даже в условиях равного финансирования всех 242 партий, выделенных из Госбюджета денег вряд ли хватит для полноценной агитации во время избирательной кампании.

А пока закон еще не принят, пополнение партийных копилок во время местных выборов в конце этого года опять будет проходить по старой схеме - деньги будут поступать из неизвестных источников под видом «добровольных взносов». Поэтому ожидать, что избранные депутаты местных советов будут защищать интересы своих избирателей, а не «отбивать» затраты партийных касс, пока не приходится.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: