План «Б», или Какую стратегию готовит команда Президента в случае срыва Минских договоренностей

Читати українською
Украинская власть пытается во что бы то ни стало найти новые форматы решения конфликта на Донбассе. И, кажется, руководство страны готовится к длительному процессу борьбы за восстановление территориальной целостности Украины.

«Хочешь мира – готовься к войне». Известное выражение древнеримского историка Корнелия Непота в очередной раз стало актуальным и для современных украинских реалий. За последний год многочисленные попытки «мирных переговоров» с сепаратистами потерпели неудачи. Украинская власть, постепенно вооружив и наладив снабжение Вооруженных сил, пытается во что бы то ни стало найти новые форматы решения конфликта на Донбассе. И, кажется, нынешнее руководство страны готовится к длительному процессу борьбы за восстановление территориальной целостности Украины.

Последние несколько недель ознаменовались тремя стратегическими решениями и заявлениями, инициатором которых стал Президент Петр Порошенко. Во-первых, на днях Президент передал на рассмотрение Верховной Рады окончательный вариант изменений в Конституцию относительно децентрализации. Этот шаг – очередной сигнал для Запада о готовности украинской стороны сделать все, чтобы на Донбассе воцарился мир, ведь в проекте изменений в Основной закон в переходных положениях предлагается закрепить норму о том, что самоуправление в Донецкой и Луганской областях будет регулироваться отдельным законодательством. Этот шаг эксперты и журналисты уже успели окрестить «особым статусом» для Донбасса: на его введении якобы настаивают западные партнеры, в частности, прибегнуть к таким конституционным изменениям рекомендовали и в Венецианской комиссии. Сам Президент опроверг такое толкование конституционных изменений по решению конфликта на Донбассе. «В переходных положениях говорится, что вводится специфическое самоуправления в некоторых территориальных единицах на основании уже принятого закона, который признан всеми, в том числе участниками Минских переговоров», – заявил Порошенко.

Впрочем, боевики не оценили благородных стремлений украинской власти. Последние несколько недель обстрелы украинских позиций из запрещенного Минскими договоренностями оружия только усилились. Более того, по информации Антитеррористического центра СБУ, сепаратисты хорошо вооружены, проводят регулярные тактические учения и стрельбы. Все говорит о том, что формат Минских договоренностей, которому пытается следовать украинская сторона, боевиками игнорируется. А значит, не исключается возможность дальнейшего вооруженного противостояния и дестабилизации ситуации в регионе. Поэтому неудивительно, что в Администрации Президента просчитывают и другие стратегические шаги касательно ответной реакции на такие действия.

В информационном потоке осталось незамеченным красноречивое заявление, прозвучавшее из уст Президента в конце июня в интервью итальянскому изданию Corriere della Sera. В нем Петр Порошенко спрогнозировал, что Украина таки может вступить в НАТО, но для этого ей нужно 6-7 лет. «Чтобы присоединиться к НАТО, мы должны отвечать ряду требований. Мы работаем над реформами внутри страны, в экономической, социальной, административной сферах. Это будет долгий процесс: это займет не менее 6-7 лет. Когда мы будем готовы, мы будем созывать референдум, чтобы спросить народ Украины, должны ли мы входить в НАТО или нет», – заявил Порошенко. Глава государства уже неоднократно говорил о том, что в одиночку противостоять сепаратистам, за которыми стоит поддержка одной из сильнейших и крупнейших армий мира – России – крайне трудно. Именно поэтому, по словам Президента, Украина готова к длительным переговорам с целью решения конфликта мирным путем.

Однако на этот раз Украина прибегла к превентивным действиям, которые позволяют искать альтернативные способы мирного урегулирования конфликта на Донбассе в случае окончательного срыва формата Минских договоренностей.

Украинская власть пытается во что бы то ни стало найти новые форматы решения конфликта на Донбассе. И, кажется, руководство страны готовится к длительному процессу борьбы за восстановление территориальной целостности Украины.

На днях Президент подписал изменения в закон «О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины». Украинская власть подает сигнал о готовности к введению миротворческих миссий на территорию конфликта в Донецкой и Луганской областях. Кроме того, важность и своевременность данного закона заключается в предупреждении аналогичных действий со стороны России, которая уже неоднократно намекала на возможность введения своего «миротворческого контингента» на территорию Донбасса. Ранее украинская сторона высказывала свою позицию по поводу введения миротворцев в формате полицейской миссии Евросоюза в рамках мандата Совбеза ООН. Пока что основные геополитические игроки в ЕС – Германия и Франция – избегают решения вопроса в данной плоскости. Очевидно, украинская власть будет делать ставки на позицию других союзников в Европе, в частности, Польши, стран Балтии и Великобритании. В миротворческой миссии могут принять участие военные подразделения из Канады. В последнюю очередь в урегулировании конфликта таким методом может приобщиться США.

Кроме того, стоит отметить, что международная миротворческая миссия – не панацея решения конфликта. В действующей системе мировой безопасности найти решение против агрессивных действий противника с целью геополитического утверждения крайне трудно. Россия с помощью сепаратистских образований «ДНР-ЛНР» попытается как можно дольше держать в напряжении весь восточный регион Украины. Первоначальный замысел – с помощью уже внесенных конституционных изменений добиться автономного статуса квазигосударственных образований Донбасса в составе Украины и блокировать любые евроинтеграционные инициативы власти, все время угрожая вооруженным конфликтом. Если эту стратегию удастся переломить, тогда Россия привлечет свой «миротворческий контингент» по примеру событий в Абхазии летом 2008 года. Тогда РФ ввела свои войска на территорию Грузии якобы для поддержки сепаратистских движений и с целью «принудить грузинские власти к миру». После чего Госдума признала независимость Абхазии и Южной Осетии, а представители России заблокировали решение ООН о продлении миротворческой миссии, которая действовала на этих территориях еще с 1993-го года.

В случае, если западные партнеры Украины и весь цивилизованный мир не согласятся на план «Б» украинской власти относительно возможности введения международной миротворческой миссии, украинские территории на долгие годы останутся «серой зоной» перманентного конфликта и источником дальнейших геополитических угроз со стороны безнаказанной России.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: