ВНО-2015: с какими проблемами проходит тестирование

Читати українською
В Украине заканчивается проведение внешнего независимого тестирования. В этом году оценивание прошло относительно спокойно, но все-таки не обошлось без нововведений и скандалов.

Абитуриенты наконец-то могут расслабиться: ВНО-2015, начавшееся 24 апреля тестированием по украинскому языку и литературе, подходит к завершению. И хотя оценивание прошло более дисциплинированно по сравнению с предыдущими годами, без некоторых трудностей в 2015 году не обошлось.

Главные отличия-2015

В принципе, основная сессия ВНО началась в начале месяца – 3 июня. А вынесенные на апрель тесты по украинскому языку и литературе – одно из нововведений этого года. Среди других новшеств, доставшихся выпускникам 2015 года: внедрение двухуровневых тестов по украинскому языку, изменение системы оценивания тестов, а также разграничение проведения тестов по иностранным языкам во времени. Кроме того, для поступления в вуз в этом году действителен сертификат оценивания только 2015 года.

Двухуровневая система оценивания знаний по украинскому языку дала возможность абитуриентам определиться со степенью тестирования. Будущие студенты могли самостоятельно выбрать, хотят они сдавать базовый украинский или углубленный. Что же касается изменения системы оценивания тестов, то изменился сам подход. Ранее по каждому предмету абитуриент должен был набрать минимум 124 балла, а по профильному предмету своей специальности – минимум 140. Сейчас этот порог отменили, и на данный момент действует система «сдал-не сдал».

По сути, после того, как все участники ВНО прошли тестирование, специальная комиссия определяет, сколько нужно дать ответов, чтобы сдать тестирование. Все, кто не смогли преодолеть этот порог, не получают баллов за тест и считаются не сдавшими. «Украина применила в этом году мировой опыт, когда пороговый балл тестирования определяется по определенным критериям. И само понятие порога определяют профессиональные экспертные группы, которые работают в 9 региональных центрах оценивания качества образования. Это лучшие из лучших преподавателей, отбор которых проходил с соблюдением определенных требований – среди них есть представители высших учебных заведений, городской школы, сельской школы, учебных заведений нового типа. Они определяют пороговый балл, затем материалы региональных экспертных групп поступают в Киев, где действует аналогичная экспертная группа на базе УЦОКО. Она изучает и объединяет все материалы, осуществляет математический анализ выполнения тестовой тетради и принимает окончательное решение. То есть обобщает мнению экспертов, имея на тот момент и статистику выполнения каждого тестового задания, то есть имея возможность оценить уровень сложности задач», – считает директор Винницкого регионального центра оценивания качества образования Геннадий Кузьменко. Он также отметил, что такая система является более оправданной с научной точки зрения, чем установленный в предыдущие годы одинаковый для всех лет и предметов проходной балл 124.

Наблюдатели утверждают, что в связи с нововведениями особых проблем не возникало. В то время, как по другим причинам разгорались настоящие скандалы.

Скандальный украинский язык

Самый громкий скандал уходящего ВНО-2015 разгорелся сразу же после тестирования по украинскому языку. Дело дошло даже до петиций: абитуриенты начали собирать подписи под петицией с требованием аннулировать результаты спорных заданий.

Недовольство будущих студентов и их родителей вызвали пять заданий № 29-33, касающихся фрагмента из произведения современной украинской писательницы Галины Пагутяк «Попасть в сад», а именно «Маленький путь не для людей». Абитуриенты настаивали, что правильные ответы на эти вопросы – абсурдны. А сам текст построен на метафорах и абстракциях, что делает текст неоднозначным для восприятия. Кроме того, сама автор этого произведения заявила о нарушениях ее авторских прав: Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО) использовал текст Пагутяк без ее на то разрешения. Таким образом, директор УЦОКО Игорь Ликарчук получил не только петицию от абитуриентов, но и открытое письмо с жалобой от Галины Пагутяк. Возмутил тест по украинскому языку и филологов. Кандидат филологических наук Богдан Тихолоз на своей странице в Facebook заявил, что «почти четверть задач по украинскому языку, мягко говоря, не имеют однозначного ответа, а логика некоторых вопросов непостижима даже для кандидатов и докторов филологии». В целом же решить проблему удалось, баллы за «сомнительные» задания были сняты.

Впрочем, в некоторых регионах «пострадали» и другие тесты. Например, на Винничине по непонятным причинам около 30% будущих студентов не явились на тест по русскому языку – явка на этот экзамен составила всего 67%, тогда как на другие, в среднем, около 90%.

Мнение экспертов

Несмотря на некоторые проблемы, возникшие во время ВНО-2015, в целом, по мнению наблюдателей и экспертов, качество и дисциплина во время тестирования существенно повысились. По информации наблюдателей от «Опоры», серьезных нарушений, которые бы влияли на результаты тестирования участников, не было зафиксировано. Кроме того, уменьшилось количество опозданий. «Если взять общее количество участников ВНО по украинскому – почти 289 тысяч, то нарушений среди них было только 326, то есть одна тысячная процента», – говорит Геннадий Кузьменко.

В экспертной среде также говорят, что особых проблем не возникало. По мнению исполнительного директора аналитического центра CEDOS Егора Стадного, Минобразования и УЦОКО сделали все для прозрачного проведения ВНО в 2015 году.

«Если сравнивать с прошлым годом, то ВНО было намного лучше логистически организовано, с соответствующей подготовкой. Хотя и несколько раз двигались сроки конечной регистрации абитуриентов ВНО, чтобы все желающие с оккупированных территорий и Крыма смогли принять участие. Была проведена специальная работа, чтобы с оккупированных территорий выпускники могли присоединиться на экстернат на территории Украины и фактически закончить школу дистанционно. Таким образом, школьники смогли получить аттестаты и сдать ВНО», – рассказывает «Слову и Делу» эксперт.

По его словам, некоторые нововведения этого года показали себя хорошо. «В этом году ГИА по украинскому языку и литературе объединили с ВНО, и эксперимент показал себя весьма неплохо. Есть смысл говорить о сочетании и других предметов. Что касается другого нововведения – порогового балла, то Министерство образования и Украинский центр оценки качества образования сделали все, чтобы этот процесс был прозрачен. Была онлайн-трансляция заседания комиссии, которая определяла пороговый балл. Прозрачность процесса была обеспечена на максимуме, но я не знаю, была ли от этого польза. Можно сказать, что эксперты, которые определяли этот бал, были под давлением прозрачности и общественности и не могли вынести взвешенного решения. Это просто другая сторона демократических процессов», – заключает Стадный.

Окончательные выводы об успешности проведения ВНО будут к концу месяца – сразу же после окончания тестирования. Но в Министерстве образования уже подчеркнули: результаты внешнего независимого оценивания показали, что дети из сельской местности не получают надлежащего доступа к качественному образованию в Украине. В ведомстве намерены улучшить ситуацию с помощью нового законодательства «Об образовании». А к этому документу у экспертов сейчас куда больше претензий, чем к ВНО-2015.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: