2 мая – годовщина большой трагедии. В этот день в Одессе произошли столкновения между вооруженными сепаратистами и проукраинскими активистами. В результате, в расположенном на Куликовом поле Доме профсоюзов, в котором находились сотни людей, начался пожар, во время которого погибло 48 человек и более 200 получили ранения. Обстоятельства смерти полусотни одесситов до сих пор до конца не выяснены, а виновные – не наказаны.
Что обещали?
«Я обещаю, что честное и непредубежденное расследование событий, которые произошли в Одессе 2 мая, будут предметом моего самого пристального внимания», – заявил тогда еще кандидат в Президенты Украины Петр Порошенко, – «…сердце разрывалось от событий 2 мая. Я уверен, первое – мы не должны этого больше никогда допустить. Первоочередное задание власти и будущих правоохранительных органов – безопасность людей. Мы сделаем все, чтобы во всей стране, и в Одессе в частности, было жить безопасно. И люди с оружием уйдут с улиц, и провокаторы уйдут с улиц. Больше не будет предателей-милиционеров», – обещал он. Тем не менее, дальше создания следственной комиссии дело не пошло. А Одесса тем временем постоянно содрогается от террористических актов.
Пожалуй, создание международной следственной комиссии по расследованию убийств демонстрантов на Майдане и Одесской трагедии – единственное выполненное обещание по этому поводу. Расследовать события и наказать виновных обещали многие: Сергей Кивалов в своей предвыборной программе пообещал установить и наказать виновных в трагедии 2 мая в Одессе путем привлечения к расследованию трагедии международных правовых и политических структур и ратификации Римского устава. Состояние выполнения этого обещания известно – «в процессе» на неопределенный срок.
Его соратник, другой экс-регионал Юрий Бойко уверял, что «Оппозиционный блок» накажет виновных и не даст власти «замолчать» трагедию. Но кроме использования темы в качестве предвыборных аргументов, содействие «Оппоблока» ограничилось несколькими выступлениями и встречами, которые не принесли действенных результатов.
Привлечь к ответственности виновных в кровавых событиях обещал и бывший генеральный прокурор Украины Виталий Ярема. Но сдержать своего слова так и не смог, а через 9 месяцев и вовсе лишился должности.
30 сентября 2014 года украинцы получили надежду узнать правду о трагических событиях. Тогда министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что первые приговоры по делу трагедии будут вынесены уже осенью 2014 года. Но и это обещание осталось без выполнения. Позже Аваков заявил, что правоохранители свою часть работы сделали и дела переданы в суд, но вот скорость работы украинской фемиды глава МВД явно переоценил.
Что в сухом остатке?
8 сентября 2014 года ВСК Верховной Рады Украины обнародовала данные расследования. В отчете указано, что 2 мая 2014 года, во время беспорядков сотрудники милиции не приняли надлежащих мер реагирования для задержания лиц, участвовавших в столкновениях и не вмешивались в события, происходившие на центральных улицах города.
26 сентября 2014 года завершено досудебное расследование. 3 ноября Генеральная прокуратура направила в суд обвинительный акт в отношении трех бывших работников ГУ МВД в Одесской области, которые незаконно освободили из-под стражи подозреваемых в совершении массовых беспорядков.
27 ноября в ходе подготовительного судебного заседания судьи Приморского райсуда продлили срок содержания под стражей подозреваемых. По состоянию на 15 декабря 2014 года Одесский областной апелляционный суд опять не вынес решения по поводу трагедии.
По состоянию на 28 апреля 2015 года в организации массовых беспорядков 2 мая 2014 года в Одессе обвиняются 22 человека. А Генпрокуратура направила в суд обвинительный акт в отношении одного обвиняемого в умышленном убийстве, который «вооружившись огнестрельным оружием – охотничьим ружьем, снаряженным патронами с картечью, произвел несколько прицельных выстрелов в направлении группы людей... и сотрудников милиции. В результате этого он причинил смерть одному человеку и совершил посягательство на жизнь работника правоохранительных органов с причинением ему тяжких телесных повреждений», – сообщает детали ГПУ.
Результатов расследования нет. Наказанных – пока – тоже.
Анастасия Соснова, специально для «Слово и Дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»