«Любую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами откровенные негодяи». Известное выражение британского историка и философа Томаса Карлейля в 19-м веке не теряет актуальности и сейчас. Историки найдут множество аргументов в поддержку или опровержение того, возможно ли определить события в Украине в конце 2013-го-начале 2014-го года термином «революция». Впрочем, для большинства украинцев, как сторонников, так и оппонентов тех событий, Революция Достоинства – уже свершившийся факт.
Во все исторические времена, после подъема и сумбура революции, наступает период разочарования, который порождает реваншистские настроения. Понимание исторической справедливости трансформируется не только у участников революции, которые поддерживали необходимость изменений и реформ в Украине, но и у вчерашних представителей власти, которых силой лишили коррупционного доступа к ресурсу. Не оценивая всех факторов, следует признать: контрреволюция в Украине возможна как никогда. Ее истоки находятся внутри украинского общества, в той его части, которая не способна или не готова к переменам. К сожалению, события последнего года обнаружили самую большую проблему революционных преобразований в Украине: в нынешней власти, которая пришла на волне борьбы с режимом бывшего президента Виктора Януковича, в лучшем случае просто отсутствует понимание реформирования страны. В худшем – они являются тем самым «продуктом» системы, против которой 30 ноября 2013 года на Майдан Независимости и вышли первые неравнодушные протестующие.
Понимая суть реваншистских тенденций, в разные исторические эпохи с такими проявлениями пытались бороться. Вспомним события Французской революции и якобинский террор, или знаменитую борьбу большевиков с «гидрой контрреволюции», когда во время становления нового правящего режима силой и расстрелами пытались подавить мнение инакомыслящих.
Правда, Украина живет уже в другие времена и позиционирует себя как демократическое государство. Так, чтобы не идти по пути большевиков, нынешняя власть взяла на себя обязательство проводить долгожданные реформы, чтобы продемонстрировать свое отличие от предшественников и верность идеалам Революции Достоинства. Впрочем, существенных изменений не происходит, зато наблюдаем за ситуативными, хаотичными шагами, которые часто поражают общество своей неоднозначной сутью. Конечно, преодолеть коррупцию, мгновенно улучшить уровень жизни – это долгосрочные цели, однако отсутствие существенных трансформаций в общественно-политических «правилах игры» на фоне войны, головокружительного падения экономики и уровня жизни, девальвации национальной валюты, повышения тарифов и т.д. влияют на настроения в обществе. Безусловно, найдутся политики или заинтересованные группы, которые попытаются неконструктивным способом использовать такие тенденции себе на пользу. Поэтому попробуем проанализировать, какие условия для возможного реванша контрреволюции существуют уже сейчас, или возникнут в течение ближайшего времени:
Неспособность силовых структур к системным расследованиям преступлений представителей предыдущей власти. Что это значит? Прежде всего, европейские страны-партнеры не имеют дальнейших юридических оснований применять санкции против «столпов» режима экс-президента Виктора Януковича. Многие из них сейчас скрываются (или просто ведут непубличный образ жизни) в России, не имеют права на въезд в некоторые страны ЕС, их счета в западных банках «заморожены». Впрочем, без профессионального подхода, без расследований фактов коррупции, злоупотреблений и преступлений против протестующих во время Революции Достоинства, ЕС не сможет, да и не захочет продолжать наложенные ранее ограничения. Так, в отчете, обнародованном Международной консультативной группой, которая отслеживала ход расследования украинской властью преступлений против участников Майдана, совершенных в период с 30 ноября 2013 года по 21 февраля 2014 года, эксперты пришли к выводу о непрофессиональном подходе к раскрытию преступлений и затягиванию времени. А совсем недавно в ЕС сообщили, что снимут санкции с 7 высокопоставленных чиновников времен президентства Виктора Януковича, если ГПУ не огласит им до 6 июня никаких подозрений. Среди них: бывший премьер-министр Николай Азаров, экс-нардеп Сергей Клюев, экс-министр образования и науки Дмитрий Табачник, экс-глава Минюста Елена Лукаш, руководитель СБУ в 2013-14 гг. Александр Якименко, советник экс-президента Игорь Калинин. Это означает только одно: бывшие высокопоставленные чиновники смогут свободно пользоваться собственными средствами на счетах в западных банках, охотно финансируя определенную контрреволюционную деятельность. А если по-простому – всячески уничтожать даже те ростки реформ, которые удалось вырастить за последний год.
«Оппозиционные осколки» внутри страны. Бывшие «регионалы», которые не сбежали за границу вместе с другими представителями старой власти объединились или еще собираются объединиться в новые политические силы. Одна из них – «Оппозиционный блок» – уже сумела оправдать доверие избирателей и получила собственную фракцию в 40 штыков в нынешнем составе парламента. Нынешняя власть всячески способствует возрождению их позиций, в частности, не проводя реформы избирательной системы, не меняя старый состав ЦИК. Местные выборы в конце 2015 года состоятся по старому законодательству, что в сочетании с низкими рейтингами нынешних провластных партий и реваншистскими настроениями среди населения в восточных и южных областях страны только добавят веса «Оппозиционному блоку». Кроме того, у бывших «регионалов» сохранился значительный финансовый и медийный ресурс, а также они будут не против «откусить» определенное количество голосов от электоральной ниши КПУ.
Блокада процесса люстрации. Несовершенство принятого парламентом закона «Об очистке власти» признали даже на международном уровне. В частности, в декабре 2014 года представители Венецианской комиссии посоветовали внести поправки в закон. Пробелами в законодательстве пользуются судьи, прокуроры, чиновники разных рангов, которые подпадают под действие закона о люстрации. Оспаривая судебными исками свои увольнения с должностей, они блокируют процесс очистки власти, а значит – готовы способствовать или, в случае необходимости, охотно найти общий язык с представителями прежней власти.
Кадровая политика нынешних провластных партий. Прежде всего, речь идет о «Блоке Петра Порошенко» и «Народном фронте». Кадровый голод особенно скажется на местных выборах-2015. Бывшие члены «Партии регионов» никуда не исчезли и в дальнейшем будут пытаться найти общий язык с партийным руководством нынешних политических тяжеловесов. Дело в том, что партии не работают по принципу сохранения политической традиции на основе определенных идеологических подходов. Для продвижения партийного бренда нужны деньги, а значит – убеждения играют не самую важную роль. Так произойдет и в этот раз, ведь пока что в «правилах игры» партийной жизни так ничего и не поменялось.
Подготовленные диверсанты и агентура. Российские власти через своих сателлитов, квазигосударственных образований «ДНР»/«ЛНР», во что бы то ни стало, будут пытаться как-либо легитимизировать их представителей во время местных выборов. Накануне выборов в парламенте будут звучать призывы относительно принятия отдельного закона о проведении выборов на Донбассе, и именно в этом вопросе следует уделить особое внимание нашим законодателям, чтобы уменьшить риск попадания российской агентуры в местные органы власти.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»