В Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины готовятся к масштабной приватизации государственных предприятий, подчиненных ведомству. О таких планах недавно объявил министр аграрной политики Алексей Павленко. Последний вошел в состав Кабмина в декабре 2014 года по квоте партии «Самопомощь».
По информации господина Павленко, после проведения инвентаризации, выяснилось, что в управлении Министерства находится 571 предприятие. Раньше их было значительно больше, однако в связи с потерей оккупированного Крыма и войной на Донбассе их количество сократилось. Так, еще в 2008 году перечень подчиненных ведомству предприятий насчитывал 1270 наименований в списке. Сам министр уже успел назвать государственные предприятия «экономической петлей на шее государства, которая мешает отрасли свободно дышать». Правда, рассказав о неудовлетворительной статистике финансовых потерь госпредприятий, министр также отметил и коррупционную составляющую таких неутешительных результатов. «Я инициировал разгосударствление 254 предприятий. Из них 101 – приватизируем за паи. Более 10 тысяч членов трудовых коллективов получат земельные и имущественные паи. Планируем реорганизовать и другие 158 предприятий. Зато оставить не более 10. Далее и их ждет приватизация», – рассказал о планах Министерства уже в 2015 году г-н Павленко.
Приватизация госпредприятий подразумевает благородную цель, однако следует помнить, что такие процессы несут в себе существенные коррупционные риски. Вообще, аграрное ведомство последние 10 лет было настоящим «рогом изобилия» для коррупционеров. Началось все в 2004 году, когда отрасль начала получать значительные государственные дотации для поддержки аграрного сектора. Государственными льготами и инвестициями пользовались не только фермеры, но и ловкие чиновники, которые создавали коррупционные схемы на распределении государственных ресурсов для участников рынка.
Когда государство значительно сократило дотации на отрасль, чиновники и здесь не растерялись. На помощь пришли крупные государственные корпорации, которые находились в подчинении Минагропромпрода и имели значительный потенциал для инвесторов. Так, в 2012 году руководство Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины (ГПЗКУ) подписало Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в реализации приоритетных проектов в области сельского хозяйства и получило 15-летний контракт на сумму 3 миллиарда долларов на модернизацию собственных мощностей с Китайской национальной корпорацией машинной промышленности генеральных подрядов. Получив первый транш в 1,5 миллиарда долларов, государственное предприятие начало модернизацию элеваторов, хлебокомбинатов и других объектов с целью реформирования. Получив такой уникальный шанс от китайских инвесторов, предприятие так и не стало рентабельным. Кроме того, китайцы обеспечивали для ДПКЗУ контракты по поставке значительных объемов зерновой продукции. Именно в данном сегменте сотрудничества, по свидетельству нынешнего руководства госкорпорации, и воплощались самые масштабные коррупционные схемы.
Только в январе 2015 года в ГПУ нашли основания для возбуждения уголовного дела, и объявили в розыск бывшего главу ГПЗКУ Игоря Якубовича и одного из его заместителей по подозрению в хищении государственных средств в особо крупных размерах (ч. 5, 191 УК) и подделке документов (ч. 2, ст. 366 УК). Самого же господина Якубовича в начале 2014 года отправил в отставку новый министр АПК, «свободовец» Игорь Швайка, однако тогда он не увидел никаких проблем в исполнении контрактов на поставку зерновых в Китай. Вскоре, в Министерстве объявили о новом составе руководства ГПЗКУ, которое с 14 марта возглавил Петр Вовчук. Интересно, что последний во времена президентства Виктора Януковича также занимал серьезную должность в структуре ГПЗКУ, а именно – был заместителем председателя правления государственной акционерной компании «Хлеб Украины».
Об истинных масштабах злоупотреблений заговорили лишь в начале 2015 года. Так, нынешний и.о. председателя ГПЗКУ Валерий Томиленко подтвердил коррупционную составляющую в действиях прежнего руководства госпредприятия, приведя примеры незаконных сделок. «В 2014 году из ГПЗКУ через четыре неизвестные оффшорные компании шел живой товар: пшеница, ячмень, кукуруза. Товар покупался за деньги китайского контракта! Были загрузки судов, товар доставили, покупатели рассчитались с оффшорами, но ни одного доллара за отправленные корабли на счета ГПЗКУ не поступало. Так украдено было ни много ни мало – $ 132 млн», – рассказал господин Томиленко.
К перечню госпредприятий, о которых также неоднократно просачивалась информация о злоупотреблениях чиновников, можно отнести «Укрспирт» и «Аграрный фонд». Эксперты отмечают, что монополия на изготовление спирта приносила руководителям «Укрспирта» теневой оборот в 30-40% от общего объема проданной продукции. В свою очередь, в феврале 2015 года проверка деятельности «Аграрного фонда» обнаружила злоупотребления предыдущего руководства на сумму в 2 млрд грн.
Безусловно, госпредприятия, которые подчинены Минагропромпроду – это последний источник возможных коррупционных злоупотреблений за счет Госбюджета и других схем. Неэффективная деятельность этих предприятий угрожает не только значительными убытками для государства, но и, как в ситуации с китайскими инвесторами, серьезными репутационными потерями. Поэтому, желание нынешнего руководства Министерства начать масштабную приватизацию можно только приветствовать. Правда, вызывают некоторые вопросы и другие обещания нынешнего главы Министерства. Так, Алексей Павленко недавно пообещал, что «Аграрный фонд» не будет приватизирован, как и другие объекты, которые влияют на государственную безопасность страны. Скорее всего, в ближайшее время Министерство займется малыми государственными предприятиями, которые просто не имеют никакого экономического потенциала, тогда как мощных игроков рынка не будут спешить выводить из государственной собственности. Не исключено, что нас ждут новые коррупционные скандалы и в деятельности руководства «Укрспирта», и ГПЗКУ. Не менее интересно, кто же станет владельцем тех 101 госпредприятия, которые собираются приватизировать в 2015 году.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»