Высшее руководство Украины за последние несколько месяцев показало на международной арене настолько непоследовательную политику, что вряд ли оставило за собой шанс на дальнейший конструктивный диалог с европейцами даже после завершения всех противостояний в столице. Сегодня Брюссель продолжает повторять, что «двери Европы открыты для Украины» не столько для руководства государства, которое за последние месяцы доказало, что упомянутые двери их не интересуют, сколько для украинского народа и политиков, которые являются сторонниками скорейшего подписания Ассоциации. Европейцы уверяли, что готовы подписать Соглашение об ассоциации с Украиной в любом месте и в любое время, однако этим они не тронули официальный Киев. Правительство Азарова прекратило работу над Соглашением.
Количество раз, когда украинское руководство нарушило свои обязательства перед ЕС, пересчитать трудно. В целом их можно разделить на три группы:
1 - отказ от подписания Соглашения об ассоциации;
2 - решительная критика Соглашения, как вредящего экономике Украины (хотя его текст готовился европейскими и украинскими чиновниками совместно);
3 - разгон Майдана 11 декабря 2013 года во время пребывания в Украине дипломатов из США и ЕС (хотя были достигнуты договоренности о неприменении силы в отношении мирных демонстрантов).
Впрочем, и после подобных действий европейские политики проявляли сдержанное отношение к событиям в Киеве, призывая к диалогу и мирному урегулированию конфликта. Однозначное осуждение действий власти европейцы проявили лишь после сообщений о гибели демонстрантов:
1 - участники Всемирного экономического форума в Давосе бойкотировали премьер-министра Николая Азарова, встретив его минутой молчания по погибшим и отозвав его приглашение на встречу. Кроме того, вице-премьер-министр Юрий Бойко попал в осаду со стороны обеспокоенных западных чиновников. Заседание относительно экономического будущего Украины превратилось в эмоциональное обсуждение политического кризиса в стране;
2 - послы Великобритании и Германии раскритиковали встречу с министром юстиции Украины Еленой Лукаш и министром иностранных дел Леонидом Кожарой, которые не выразили соболезнования в связи со смертью демонстрантов, и не дали возможность дипломатам задать свои вопросы;
3 - государственный департамент США отменил американские визы для граждан Украины, причастных к силовому разгону Евромайдана в ноябре и декабре 2013 года;
4 - глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон подчеркнула, что насилие - это не ответ на политический кризис; президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу выразил обеспокоенность относительно «спирали насилия» в Украине.
Это неполный перечень решительных заявлений и действий западных чиновников относительно событий в Украине. Вышеуказанные факторы существенно ухудшают перспективы украинской дипломатии в будущем. География визитов украинских политиков и без того была достаточно ограниченной, а после недавних погромов, насилия и смертей в Киеве украинское руководство вообще рискует стать невыездным. Единственное, что не позволит европейцам полностью отказаться от общения с Киевом - это нежелание усложнять ситуацию и прекращать диалог. Однако сопротивление будет ощутимо по сокращению географии и сути дипломатических отношений.
Что дальше?
Среди европейских политиков можно встретить различные точки зрения относительно дальнейшей политики Союза в отношении Украины. Условно их можно разделить на сторонников евроинтеграции Украины и давления на Россию, поскольку ключ к евроинтеграции Украины, как отмечают политики, лежит в Москве, и противников такой интеграции. Последние обосновывают свою позицию не только нестабильностью и коррумпированностью Украины, но и, что самое главное, нежеланием портить отношения с Москвой.
Впрочем, кровавые киевские столкновения, которые развернулись в непосредственной близости к границам ЕС, не могут оставить равнодушными большинство европейских политиков. Украина рискует стать постоянным источником нестабильности и сепаратизма в случае, если внешний курс государства определится однобоким движением в Таможенный, а в дальнейшем и в Евразийский Союз. Гибель, по разным данным от 3 до 5 человек в Киеве, стала очевидным подтверждением такой перспективы. Радикальный протест с элементами насилия случается в современной Украине впервые.
После сообщения о гибели мирных демонстрантов на улицах Киева Европа впервые решительно заявила о введении санкций в отношении украинского руководства, а США к ним уже прибегли. Вместе с тем, европейские дипломаты будут вынуждены искать диалог и взаимопонимание с любыми политическими силами в Украине, чтобы стабилизировать ситуацию и вывести страну из одновекторного клинча с Москвой. Однако для этого европейцам придется согласиться на более решительные действия, ведь их стратегия «мягкой силы» продемонстрировала свою недееспособность на фоне жесткой российской стратегии.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»