Ликвидация СЭС: не заплатят ли украинцы здоровьем детей?

Читати українською

Министерство здравоохранения Украины ликвидирует Государственную санитарно-эпидемиологическую службу. Проще говоря – СЭС. Об этом ранее сообщил министр здравоохранения Александр Квиташвили. «Cанэпидемслужбы обирали всю страну взятками. Я не думаю, что они как-то эффективно работали на благо и здоровье нации. Нужно отходить от таких советских структур, убирать такие советские символы, как санэпидемстанция, и переходить на нормальную работу», – заявил он.

Такое мнение чиновника разделяют далеко не все. Например, экс-заместитель министра здравоохранения Наталья Лисневская, которая всего месяц назад подала в отставку с поста, считает, что ликвидировать санэпидемслужбу нельзя.

«На мой взгляд, ликвидировать СЭС категорически нельзя. Вопрос даже не в том, хороша эта служба или плоха, а в том, что она обязательно нужна. Есть необходимость в изменении условий и подходов работы», – рассказывает «Слову и Делу» бывший заместитель Квиташвили.

По ее словам, с сентября прошлого года, после того, как были запрещены проверки санслужбой, случаи отравлений только увеличиваются.

«Четко могу сказать: в теории наша санитарно-эпидемиологическая служба полностью отвечает директивам Евросоюза. Вопрос в том, как она работает», – резонно отмечает Лисневская и задается вопросом: «Значит ли, что судна в украинских портах не будут проходить карантинного контроля, если СЭС будет ликвидирована?». По убеждению бывшей чиновницы, это недоспустимо.

«СЭС – это не только справки и проверки предприятий. Возможно, необходимо упростить отношения с бизнесом, но полностью ликвидировать службу, отвечающую за санитарное благополучие – нецелесообразно. В большинстве стран действует аналог американского CDC (Centers for Disease Control and Prevention – центры контроля и профилактики заболеваний – авт.). Мне кажется, нам нужно к такому варианту стремиться и реформироваться, но не упразднять функцию проверки. Надо решать вопрос так, чтобы СЭС не могла быть службой поборов», – заявила Лисневская.

Поддерживают такое мнение и в Киевском городском профсоюзе работников здравоохранения.

«Мы относимся к ликвидации СЭС крайне негативно. В январе даже выводили людей на пикетирование, чтобы не допустить сокращения сантанций в Киеве. Раньше было 10 станций в городе, а теперь – 3. Радуцкий и Кличко (заместитель мэра и мэр Киева – авт.) обещали не сокращать количество, но так и не выполнили обещанного. В результате, имеем каждый день десятки извещений об инфекционных заболеваниях. Киев все время балансирует на грани вспышки любой инфекции. СЭС обязательно должна работать и проверять магазины, МАФы, рынки, школы, садики, качество питьевой воды и т.д.», – подчеркивает в комментарии «Слову и Делу» председатель профсоюза Лариса Канаровская.

Впрочем, в Грузии тоже ликвидировали санитарно-эпидемиологическую службу, а прогнозы, что после этого страну охватят эпидемии, так и не оправдались. Функции СЭС грузины распределили между Министерствами здравоохранения, сельского хозяйства и экологии.

«Когда мы в Грузии отменили санэпидемстанции, все боялись: что же с нами будет? Оказалось, что после ликвидации санитарных проблем стало меньше: раньше каждый знал, что можно нарушить и потом договориться, а теперь стало не с кем договариваться», – объяснил суть проведенной реформы заместитель главы грузинского Минюста Георгий Вашадзе.

В Украине же функции СЭС распределят между Министерством здравоохранения и Минагрополитики. Так, по словам Сандро Квиташвили, эпидконтроль и эпиднадзор останется под Минздравом. В то время, как вопрос безопасности пищевых продуктов перейдет к Министерству аграрной политики.

«Та система, которая выстраивается сейчас – правильная… Будем выстраивать систему, схожую с Европой и ту, которая даст нам возможность быть на уровне с Европой и цивилизованным миром», – отозвался о реформе санитарно-эпидемиологической службы министр здравоохранения.

Еще в январе Квиташвили пояснил: суть реформы – не в полном упразднении санслужбы, а во включении ее в единую систему биобезопасности страны и переориентации на работу в условиях инфекционных и техногенных ситуаций.

С такими изменениями согласны и в «Реанимационном пакете реформ».

«На основе оптимизации СЭС будет создана другая структура. Функции должны быть разделены на контрольную и инспекторскую. У новой службы будут инспекторские функции – то есть люди, не обязательно с медицинским образованием, будут ходить, проверять и давать отчеты. А уже Минздрав как орган, контролирующий здоровье населения, будет принимать те или иные изменения. То есть, служба будет по примеру CDC в США», – поддерживает инициативу министра-иностранца эксперт Екатерина Телегина.

По ее мнению, такое разграничение функций на здоровье людей повлияет только положительно.

«Службу стоит оптимизировать хотя бы потому, что СЭС – очень раздутая система, которая имеет много ненужных лабораторий. А оптимизация поможет правильно использовать бюджет, человеческие и финансовые ресурсы», – отмечает эксперт в разговоре со «Словом и Делом».

Что точно понятно: в таком виде как сейчас оставлять санитарно-эпидемиологическую службу нельзя. Ведь каждый предприниматель знает, что СЭС – рассадник взяточничества, а иногда и вымогательства. В то же время, без проверок и контроля уровень инфекционных заболеваний и отравлений может существенно повыситься. Впрочем, даже при действующей санслужбе на прошлой неделе на Сумщине в детском саду отравились 27 детей и 1 взрослый.

Анастасия Соснова, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: