Завышенные ожидания украинцев относительно деятельности Верховной Рады 8-го созыва развеялись уже в начале этого года. Проработав чуть больше месяца с конца ноября 2014 года, нардепы не стали отказываться от традиционных новогодних и рождественских каникул.
Анализируя первые 100 дней деятельности Верховной Рады, следует признать: депутаты не слишком быстро пытаются воплотить необходимые реформы в необходимые качественные законы, чтобы изменить жизнь своих избирателей к лучшему. В то же время народные избранники не упустили ни одного повода, чтобы лишний раз не попиариться: то устраивая эмоциональные драки в кулуарах, то регистрируя скандальные законодательные инициативы. Еще одним недостатком работы новой ВР стали досадные случаи так называемого «кнопкодавства» и пропуски сессионных заседаний парламента. Многие граждане, голосуя на внеочередных выборах за ту или иную политическую силу, надеялись больше никогда не увидеть позорных примеров поведения своих избранников в стенах парламента.
К слову, следует признать и некоторые положительные стороны в работе Верховной Рады 8-го созыва. Во-первых, после длительных переговоров парламентарии быстро приняли решение о создании коалиционного большинства, довольно быстро избрали состав нового Кабинета министров и даже приняли программу реформ правительства на весь следующий год. Во-вторых, среди позитивов следует отметить и положительное голосование за проект Государственного бюджета на 2015 год. Правда, сам процесс подготовки и рассмотрения документа состоялся со значительными нарушениями, что привело к несовершенству самой процедуры голосования и качества самого документа, однако Украина таки получила основной финансовый документ на текущий год.
Следует также признать и тот факт, что в нынешних непростых обстоятельствах войны и экономического кризиса, парламент достаточно решительно, хотя и с некоторым опозданием реагирует на все вызовы, представшие перед Украиной.
Что же касается долгожданных реформ – то в этой области дела идут слишком медленно. Каждая законодательная инициатива, связанная с существенными изменениями в жизни как каждого украинца, так и государства в целом – принимается как минимум не так быстро, как хотелось бы. Отдельные вопросы – откровенно блокируются, некоторые реформы – нуждаются в существенной доработке. Кроме того, народные депутаты вынуждены решать и ряд других неотложных текущих задач, таких как кадровые вопросы (например, отставка Генпрокурора и главы НБУ), решение проблем, связанных с ситуацией в зоне боевых действий на Донбассе - это и мобилизация, введение военного положения, миротворческого контингента, поставки летальной оружия из-за границы.
Поэтому значительным перечнем законов, которые бы обеспечили юридическую базу для проведения ключевых реформ нынешняя «100-дневная» Верховная Рада похвастаться не может. Предлагаем вниманию читателей ТОП-5 ключевых решений Верховной Рады за последние 100 дней, которые, по нашему мнению, стали знаковыми шагами в начале серьезных преобразований в государстве:
1. Отмена внеблокового статуса Украины. Именно данный шаг является первым существенным решением на самом высоком уровне для появления возможности в будущем вступить в НАТО. События на востоке Украины и противостояние с Россией заставляет украинских политиков задуматься над бесперспективностью так называемого «внеблокового статуса» и поиска новых путей усиления обороноспособности и безопасности нашей страны.
2. Лишение депутатской неприкосновенности. 2 февраля 365 народных депутатов проголосовали за законопроект №1776 «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины и судей)», который является первым шагом на пути к отмене так называемого депутатского иммунитета. В случае положительного заключения судей Конституционного суда, Верховная Рада может вернуться к рассмотрению этого вопроса уже в сентябре 2015 года. Правда, согласно процедуре внесения изменений в Конституцию, чтобы окончательно лишить себя неприкосновенности, данное решение должны поддержать 300 народных избранников.
3. Первые законы для реализации судебной реформы. В феврале народные депутаты 251 голосами поддержали президентский законопроект №1656 «Об обеспечении права на справедливый суд». В частности, законом предусматривается конкурсный отбор судей, их полная переаттестация, четкий перечень возможностей отстранения судей и привлечения их к дисциплинарной ответственности. В совокупности с проведением люстрации, данный закон является одним из первых шагов на пути к реформированию судебной ветви власти в Украине. Следует также отметить, что принятый закон действительно создал условия для качественного изменения судейского корпуса, однако не вывел суды из-под президентского влияния.
4. Децентрализация.Закон «Об основах государственной региональной политики» был принят Верховной Радой 5 февраля и создает законодательную основу для реализации новой государственной региональной политики. Фактически речь идет о первом шаге на пути к децентрализации – предоставление более властных и финансовых полномочий местных органам власти. Принятие данного закона предусмотрено в рамках выполнения соглашения об Ассоциации Украины с ЕС.
5. Принятие закона «Об открытости использования публичных средств». Данный закон Президент Петр Порошенко подписал 3 марта. Документ регламентирует исчерпывающий перечень публичных средств, которые теперь подлежат обязательному обнародованию для общественности бесплатно на едином веб-портале. В перечень входят средства государственного и местных бюджетов, кредитные ресурсы, предоставленные под государственные и местные гарантии, средства Национального банка и других государственных банков, государственных целевых фондов, Пенсионного фонда и фондов общеобязательного государственного социального страхования, а также средства субъектов хозяйствования государственной и коммунальной собственности, полученные ими от их хозяйственной деятельности. По мнению представителей общественности, данный закон, который, правда, вступит в силу только через 6 месяцев, обеспечит гораздо больше возможностей и инструментов для преодоления системной коррупции в органах власти на всех уровнях.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»