На прошлой неделе «Слово и Дело» опубликовало первую часть интервью с экс-председателем КГГА и нынешним депутатом Киевсовета от фракции «Батькивщина» Владимиром Бондаренко.
Сегодня мы предлагаем вам продолжение нашего разговора с Владимиром Дмитриевичем, где он расскажет о схемах «крышевания» МАФов (малых архитектурных форм) в столице, планах по реконструкции Майдана Независимости и причинах, по которым в Киев так и не попадет львовский 7-вагонный трамвай.
СиД: Владимир Дмитриевич, Вы инициировали установление 20-метровой свободной от торговли зоны в районе станций метро. После этого начался демонтаж установленных ранее МАФов вблизи станций подземки. Решают ли эти меры проблему киосков в Киеве?
В.Б.: На сегодня в Киеве установлены около 36 тыс. МАФов. Как сделать, чтобы они были законными и приносили прибыль городу? По моему мнению, тотальный снос – это неправильно. Система малых архитектурных форм возникла вследствие сложной экономической ситуации: у людей нет работы, заводы стоят. Поэтому данная торговля жизненно необходима, она обеспечивает тысячи киевлян работой и средствами. Поэтому я подчеркивал, что есть территории, на которых киоски можно устанавливать, а на других это должно быть запрещено.
Сегодня существует 5 так называемых ассоциаций владельцев МАФов. Эти специальные образования фактически осуществляют коллективное «крышевание» работы данных сооружений. Ранее «крышеванием» занимался бывший заместитель прокурора Киева, который впоследствии бежал, также к этому привлекались городские чиновники и депутаты, которые иногда имеют в собственности по 100-500 МАФов.
По моему мнению, сегодня нужно паспортизовать все МАФы, включив в паспорт фото владельца, перечень товаров, которыми он может торговать, фамилии работников и привязку к карте города. Вместо того, чтобы платить около 1000 дол. за «крышевание», владелец МАФа сможет легально платить деньги в городской бюджет. Эта сумма, по нашим подсчетам, должна составлять 1000 грн: 800 грн – сбор в бюджет города, 140 грн – за использованную электроэнергию и еще 60 грн – за вывоз мусора. На сегодня же МАФы не платят ни копейки городу. При этом незаконно используют электроэнергию и продуцируют мусор, который выносится к ближайшему дому.
СиД: Сельскохозяйственный рынок, располагавшийся перед зданием ЦИК, вы всё же разобрали...
В.Б.: Рынок возле ЦИК разобрали экспериментально, и мы увидели всю цепь коррупции, существующей в этой сфере. Рынок подключился к электросети областной госадминистрации, которая платила за использованную ими электроэнергию из государственного бюджета. За эти «услуги» энергетик ОГА получал 40 тыс. грн ежемесячно. Такую же сумму получало управление торговли. Также владельцы рынка «находили общий язык» со службами благоустройства и органами внутренних дел.
Когда я начал давить, чтобы снести данный рынок, ко мне обратился господин Александр Данилюк из «Спильной справы», который сегодня является помощником министра обороны Валерия Гелетея. Очень нагло господин Александр заявил, что они никому не подчиняются и выполняют функции по охране данного помещения и добавил, что это «их «дойная коровка», и они ее будут доить». Я корректно ответил, что могу «пообрезать доечки» этой «дойной коровке», и она перестанет давать им «молочко».
В ходе решения ситуации я встречался с Гелетеем, с которым поддерживаю хорошие отношения. Он мне доказывал, что Данилюк – хороший парень. Но, как по мне, то некоторые действия Данилюка зимой были достаточно провокационными, в частности, речь идет о захвате ими стратегического объекта – помещения Минэнерго. Это могло стать поводом для силового разгона Майдана. Кстати, я обеспечивал эвакуацию жены Данилюка с маленьким ребенком за границу, однако он об этом не знал.
СиД: Вы инициировали проект по поставке в Киев первого 7-вагонного трамвая львовского производства. Сегодня трамвай уже должен был быть в Киеве и курсировать на Троещину. На какой стадии реализации находится данный проект?
В.Б.: Существуют вещи, которые трудно объяснить. Некоторые представители нынешней власти города заинтересованы, чтобы поставлять городу другие трамваи. Мы начинали подготовку в Дарницком депо к производству трамваев по львовским образцу. Нам нужно было взять один образцовый трамвай, и мы могли завезти его еще при моем председательстве в КГГА, однако не хватало трех готовых вагонов во Львове.
СиД: Недавно Вы озвучили информацию, что на месте Дома профсоюзов, который частично сгорел во время трагических февральских событий на Майдане, должны построить 50-этажку.
В.Б.: Я не сказал прямо, что это планируют. Это является одним из вариантов решения проблемы сожженного здания. Профсоюзы нашли так называемых спонсоров, которые готовы воссоздать их бывшие площади, но добавив к зданию 25-30 этажей. Более того, при таких условиях они готовы возобновить площади профсоюзов бесплатно. Но восстанавливать на месте здания такую огромную многоэтажку безответственно. Во-первых, это исказит архитектурный ансамбль Крещатика, во-вторых, под Домом профсоюзов существует система плывунов, поэтому это делать опасно. Поэтому данную идею проталкивают профсоюзы, которые, я так чувствую, хотят с этого нажиться.
Существует другой проект решения данной проблемы: на месте Дома профсоюзов архитектурно воспроизвести старую Киевскую думу. Однако реализация данной идеи очень сложная и требует значительных инвестиций. Существует еще третий проект, предполагающий воссоздание Дома профсоюзов в прежних объемах, возможно, со внесением определенных архитектурных изменений, однако без увеличения высоты здания. Последний вариант является наиболее приемлемым.
В сентябре будет проведен конкурс, который еще в апреле был объявлен КГГА и министерством культуры. Там будут какие-то предложения. Я думаю, что они будут более широкими, что позволит создать культурное пространство от Главпочтамта до Арки дружбы народов.
СиД: Часто декларировалась бывшей оппозицией необходимость возвращения столичному бюджету 50% налога на доходы физических лиц, которые с 2010 года изымаются в госбюджет. Новые власти в Киеве уже почти полгода, однако данный вопрос еще не решен. Почему?
В.Б.: Эти 50% были проектом Николая Азарова. Ранее принимались решения специальными одноразовыми актами. На сегодня же есть такой документ как Бюджетный кодекс. Когда в него вносились изменения по Киеву, Азаров решал свои собственные проблемы. Если забирать средства из города, а потом их выдавать, то можно самому решать, на что их тратить. Поэтому он каждый год забирал около 8 млрд грн, а потом выдавал объекты капитального строительства, где генеральными подрядчиками были приближенные к нему фирмы из восточных и южных регионов.
То есть они забирали средства у Киева и будто их отдавали, однако финансировали не социальные программы, дороги, содержание ЖКХ, а различные инфраструктурные объекты. Активно велось строительство мостов, метрополитена, различных транспортных узлов, Почтовой площади и др. Это было плюсом властей, однако «отмыв» средств там был грандиозным.
На сегодняшний день изменение в Налоговый кодекс не внесено, однако времена изменились. Средства из города забирают, но не финансируют капитальные объекты. И это несправедливо по отношению к киевлянам. НДФЛ – это стойкий налог, который прямо привязан к количеству людей и интенсивности их труда. То есть это вымогательство.
Кроме того, через парламент правительство урезало бюджет Киева еще на 500 млн грн, забрав деньги даже по защищенным статьям. Так, согласно тому решению, в этом году прекращается финансирование закупки учебников для школьников, урезали финансирование питания для старших классов, надбавки учителям и т. д. Это несправедливо. В Киеве цены выше, а оплата труда учителям одинакова.
Я сторонник пересмотра данного вопроса, однако в Верховной Раде голосов для этого не хватает. Есть разные взгляды на данную проблему у депутатов. У некоторых из них сохраняется провинциальный взгляд на столицу, будто киевляне и без того «жируют». Я думаю, что надо искать золотую середину. Нужно доказать, что город должен получать средства за выполнение функций столицы.
Общалась Илона Македон, «Слово и Дело»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»