Кулуарные переговоры давно стали характерной чертой украинской политики. Открытый диалог между властью и оппозицией, властью и обществом в независимой Украине до сих пор не практиковался. Вместе с тем, тайный, секретный разговор политиков в коридорах власти порождает среди народа мифы, слухи и сплетни, которые заменяют собой отсутствие достоверной информации.
Сегодня, в разгар общественно-политического и экономического кризиса, вместо открытого диалога власти с гражданским обществом мы видим кулуарные переговоры с оппозицией, вместо решения требований митингующих - перераспределение властных кресел. Главная повестка дня оппозиции и власти давно сместилась в сторону распределения полномочий: переформатирование большинства в парламенте, внесение изменений в Конституцию, назначение нового правительства. Политики размышляют над тем, какое правительство сформировать - оппозиционное, коалиционное или техническое - полностью отстраняясь от требований митингующих и тех, кто им сочувствует. На повестке дня протестных сил стоят совсем другие вопросы: отставка Президента, освобождение всех без исключения активистов, наказание виновных в насилии над людьми и полная люстрация власти.
Необходимость выдвинуть делегатов к власти от Майдана назрела давно. Если в начале протестов было трудно понять, кто должен стать таким делегатом, то сегодня примерный список лидеров Майдана уже сформировался. Однако от подобной идеи решительно отстраняется как власть, так и оппозиция.
В результате общество «кипит в собственном соку», а власть - «в своем», пропасть между ними не сокращается. Оппозиция, которая должна заполнять эту пропасть, в конце концов, прибегла к кулуарным переговорам, и это стало ее стратегическим просчетом. Лишь один раз за недели переговоров с властью возникал вопрос об открытом диалоге. Инициировал его, по словам лидера «УДАРа» Виталия Кличко, сам Президент, и оппозиционер, по его же словам, на подобные условия согласился. Однако вопрос об открытых переговорах быстро «замялся». Если представить, что скрытный украинский Президент имел мимолетную мысль о возможности рассекречивания переговоров с оппозицией, то он очень быстро с ней и распрощался.
Слово - за народом
После стадии уличного протеста Евромайдан вошел в стадию парламентских переговоров. Один из оппозиционных лидеров Юрий Луценко заявил, что «улица сказала все, что могла», дальше - слово за парламентом. Однако, прав ли он?
Парламентские переговоры, которые были обеспечены натиском улицы, удовлетворить ее требования оказались несостоятельными. Ни власть, ни оппозиция не готовы к полноценному решению конфликта, предусматривающему полное удовлетворение требований митингующих. Вместо этого они надеются, что перераспределение властных кресел вместе с косметическими мерами по урегулированию конфликта и частичным удовлетворением требований митингующих и гражданского общества помогут снять напряжение, ослабить протестные настроения и, в идеале, распустить Майдан. Однако подобное мнение ошибочно: косметические поблажки не решают глубинные проблемы в обществе и, что самое главное, не «смывают» пролитую кровь.
Поэтому возможные варианты дальнейшего развития событий на улице следующие:
1 - активисты принимают полумеры и расходятся (сначала идут активисты политических партий, а за ними постепенно уходят все другие группы сопротивления);
2 - умеренные активисты и активисты партий расходятся, а наиболее радикальных выгоняют силой (подобная ситуация случилась во время насильственного освобождения от митингующих силами самой же оппозиции министерств аграрной политики, юстиции и энергетики);
3 - наиболее организованные и решительные структуры Майдана - радикальный «Правый Сектор», Самооборона Майдана и Автомайдан - начинают блокировку правительственного квартала («Правый Сектор» уже объявил всеобщую мобилизацию активистов для соответствующего шага). После этого власть или соглашается на переговоры с активистами, или начинает открытое вооруженное противостояние.
Третий вариант развития событий является наиболее вероятным и опасным, ведь открытая конфронтация является неконтролируемой. Вместе с тем, первые два варианта выхода из ситуации не послужат решению конфликта, а лишь переведут его в латентное состояние. Со временем протест может взорваться с удвоенной силой.
Среди политиков сегодня популярно говорить, что «кто-то толкает Украину к гражданской войне», порождая новые круги насилия и конфликтов. На самом деле, к войне народ толкают сами политики, которые не могут принимать волевые решения: оппозиция - отстаивать требования тех, благодаря кому они получили шанс на властные кресла, власть - поступаться своими креслами, если народ этого требует. И если история политиков до сих пор ничему не научила, то реальные события в Украине могут продемонстрировать наглядно, как может радикализоваться мирный народ, преданный в своих устремлениях.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»