Полномасштабная российская агрессия продолжается полтора года, и Украина, по словам Владимира Зеленского, при необходимости готова и к более длительной войне – главное минимизировать жертвы. Аналитики «Слово и дело» традиционно собрали президентские обещания за последний месяц: отметим, что довольно много из них связаны именно с внутренней политикой Украины, в частности, борьбой с коррупцией.
Проверки военкомов и реформа ВВК
После скандала с возможным незаконным обогащением одесского военкома Евгения Борисова в Украине начались масштабные проверки руководящего состава всех территориальных центров комплектования и соцподдержки.
По последним данным, озвученным ГБР, расследуется больше сотни уголовных производств о злоупотреблении военкомов своей властью.
Две недели назад по итогам специального заседания СНБО Владимир Зеленский поручил уволить всех областных военкомов. При этом он обещал, что каждый военком, который является фигурантом уголовного производства, будет нести ответственность: «Но подчеркиваю: армия не является и никогда не будет заменой уголовному наказанию. Чиновники, которые перепутали погоны и выгоду, точно – под суд».
Пока судебных приговоров по скандальных делам, фигурантами которых являются руководители ТЦК, не было. Но, по информации ГБР, 15 дел уже передали в суд.
Еще один насущный вопрос – реформа военно-врачебных комиссий. По этому вопросу Зеленский обещал отдельное заседание СНБО, но его пока не было. Но на прошлой неделе, 25 августа, Кабмин решил внедрить электронный документооборот при прохождении комиссии. Это должно упростить взаимодействие между всеми субъектами системы.
Борьба с коррупцией
В большом интервью для 1+1 Зеленский пообещал, что в парламент будет подан законопроект о приравнивании коррупции к государственной измене на военное время. Законопроект должен появиться на протяжении недели.
«Но это не расстрел, это не сталинизм. Это, если есть доказательства, человек должен быть за решеткой», – отметил он.
Отметим, что в Уголовном кодексе Украины предусмотрено такое наказание за государственную измену – лишение свободы на срок до 15 лет или пожизненное заключение.
Развитие оборонно-промышленного комплекса
«Наш оборонно-промышленный комплекс выйдет на тот уровень, который необходим государству. Украина обладает этой силой. И я благодарю за эту силу всех, кто работает сейчас именно над украинским производством», – такое обещание президент дал в начале августа.
В октябре, по словам президента, в Украине состоится первый форум оборонных индустрий, в котором примут участие отечественные и иностранные компании.
«Украина является испытателем современных амуниций. Да, это испытание с потерями, к сожалению, но для многих бизнесменов мира это большой пример. Я думаю, в направлении Military Tech мы будем номер один на европейском континенте», – уверен Зеленский.
После визита в страны Северной Европы Зеленский обещал, что в Украине будут производить боевые машины пехоты CV90 – договоренности о локализации производства и ремонта были достигнуты со Швецией. Сроки реализации проекта неизвестны.
Отдельно он также обещал усиление ПВО Украины и получение дополнительной бронетехники.
F-16 для Украины
Выполнено обещание Зеленского о том, что в августе начнется обучение украинских пилотов на американских истребителях F-16. Известно, что обучение началось в Дании.
Кроме того, о готовности помочь с обучением заявили Нидерланды, Португалия, Британия, Румыния, США.
Появилась также конкретика на счет поставки самих самолетов: уже официально передать истребители согласились Нидерланды и Дания. Первые единицы F-16 могут появиться в Украине уже до конца года, это откроет путь к выполнению соответствующего обещания Зеленского.
Кроме того, Зеленский обещал, что в Украине будут создавать инфраструктуру для современных истребителей.
Выборы в Украине
В 2024 году в Украине по плану должны пройти президентские и парламентские выборы, но во время военного положения проводить их запрещено.
Во время визита в Киев сенатор США от Республиканской партии США Линдси Грэм высказал мнение, что выборы в Украине должны пройти даже в условиях войны. По его словам, это был бы следующий шаг в становлении демократии: «Я хочу, чтобы в этой стране состоялись свободные и честные выборы, даже во время нападения на нее. Американский народ должен знать, что Украина изменилась».
Грэма в Украине не поддержали. Например, секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что выборы возможны только после завершения боевых действий. Ранее и спикер парламента Руслан Стефанчук говорил, что выборы будут уже после войны.
Владимир Зеленский также дал понять, что во время войны выборы проводить не будут, поскольку обеспечить право каждого гражданина на волеизъявление невозможно, а наблюдатели нужны будут в окопах. «Я сказал Линдси: если вы готовы дать мне 5 миллиардов, потому что я не смогу просто забрать из бюджета 5 миллиардов. Мне кажется, именно такая сумма нужна для выборов в обычное время, а в военное – я не знаю, какая это сумма. Проводить выборы в кредит я не буду, забирать деньги от оружия и давать их на выборы тоже не буду», – обещал он.
Другие обещания Зеленского
Как и всегда, Зеленский обещал вернуть в Украину всех пленных, освободить оккупированные территории и привлечь к ответственности за террор против украинцев.
Осенью, обещал президент, будет проведен саммит Крымской платформы на уровне парламентов стран. Саммит лидеров состоялся накануне Дня Независимости.
Зеленский обещал, что Украина шаг за шагом обеспечит признание миром Голодомора геноцидом украинского народа. На данный момент это признали до 30 стран.
25 августа в Житомирской области столкнулись два самолета L-39, в результате чего погибли три пилота. Зеленский дал обещание, которое не в его компетенции – сказал, что все обстоятельства трагедии будут выяснены. Следствие на данный момент рассматривает три версии катастрофы: техническая неисправность самолетов, ошибка пилотов, нарушение при организации совершения полетов.
Напомним, об обещаниях Зеленского за предыдущий месяц можно узнать из этого материала.
Также «Слово и дело» проанализировали речи президента на День Независимости – о чем и как долго он говорил, чему уделял наибольшее внимание.
Виктор Гаврилюк, Александра Худякова, специально для «Слово и дело»