Днем 16 сентября на временно оккупированных территориях Украины произошло сразу три события, которые проредили ряды пророссийских коллаборантов. Был нанесен удар по зданиям в центре временно оккупированного Херсона, где в этот момент шло совещание с участием «руководителей» города из числа пророссийских коллаборантов. Чудом уцелели гауляйтеры Херсона Кирилл Стремоусов и Екатерина Губарева.
Немного позднее произошел взрыв в окупированном Луганске, в здании «генеральной прокуратуры ЛНР». В результате детонации взрывного устройства в кабинете «генерального прокурора» Сергея Горенко, по сообщениям пропагандистов, погиб сам коллаборант, а также его заместительница, пособница оккупантов Екатерина Стегленко.
Буквально через полчаса поступили сообщения о ликвидации во временно оккупированном Бердянске «заместителя мэра по ЖКХ» Олега Бойко и его жены Людмилы, которая возглавляла «комиссию» по проведению псевдореферендума.
«Слово и дело» при помощи экспертов Игаря Тышкевича и Евгения Дикого разбиралось в том, действительно ли за этими ударами стоит Украина и если да – то являются ли эти удары ответом на теракты рф против ТЭЦ и дамбы в Кривом Роге.
Херсон
Утром 16 сентября во временно оккупированном Херсоне прозвучали мощные взрывы. Позднее стало известно, что удар, по одним данным, был нанесен по зданию административного суда, по другим данным – по зданию администрации области, где в этот момент проходило «совещание глав администраций городских и муниципальных округов».
Известно, что гауляйтер Херсона Кирилл Стремоусов выжил чудом. Он заявил, что удар якобы пришелся именно по его кабинету.
Коллаборантка Екатерина Губарева, которой российские пропагандистские СМИ пророчат место гауляйтера города Владимира Сальдо, также выжила; ее из полуразрушенного здания вывел один из российских военных, прибывших на место взрыва.
При взрыве погибла «организатор референдума», а также еще несколько «должностных лиц» оккупационной администрации. Неизвестны судьба российского чиновника Елисеева, «главы правительства», а также ряда других «чиновников». Здание серьезно разрушено.
Позднее «власти» оккупированного города сообщили о трех погибших и минимум 13 раненых.
Луганск
Не успел утихнуть шум от удара по Херсону, как пророссийские коллаборанты получили еще один весомый удар – прогремел взрыв в здании «генеральной прокуратуры ЛНР» в Луганске.
Как сообщило Суспільне, в результате взрыва погиб «генеральный прокурор ЛНР», коллаборант Сергей Горенко, который занимал свою «должность» с 2017 года. Вместе с ним погибла его заместитель, Катерина Стегленко.
При этом, согласно показаниям местных очевидцев и «властей» ОРЛО, это был не ракетный удар – взрыв произошел внутри здания, в кабинете «генпрокурора». Таким образом, налицо диверсия или покушение.
Военный журналист Андрей Цаплиенко напомнил, что Горенко предатель и, вероятно, до 2014 года был агентом российских спецслужб. Он более 20 лет проработал в правоохранительной системе Украины. В 2013-2014 годах был начальником отдела расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. С 2014 перешел на сторону рф, с 2017 стал «генпрокурором ЛНР».
Примечательно, что всего за несколько дней до начала полномасштабной войны Горенко демонстративно стрелял из гаубицы на позициях боевиков по позициям ВСУ, а около месяца назад потребовал дополнить «уголовный кодекс» псевдореспублики статьями за вредительство и саботаж. Но реализовать свое намерение не успел.
Бердянск
Почти в это же время из временно оккупированного Бердянска поступили сообщения, что в городе ликвидирован коллаборант, занимавший при оккупантах псевдодолжность «заместителя мэра по вопросам ЖКХ».
Ликвидацию неизвестными Олега Бойко и его жены Людмилы, которая возглавляла «комиссию» по проведению псевдореферендума, подтвердили местные власти - по их данным, произошел взрыв около дома предателя.
«У своего гаража был убит заместитель главы военно-гражданской администрации г. Бердянск по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Олег Бойко и его жена Людмила Бойко, которая возглавляла городскую территориальную избирательную комиссию по проведению референдума» – сообщили российские СМИ.
По данным украинских СМИ, предателя подорвали около его дома в тот момент, когда он куда-то собирался. Кто заложил взрывное устройство – неизвестно, так как официальных комментариев от Украины по этому поводу не было.
Издание The Insider напомнило, что Олег Бойко перешел на сторону оккупантов, когда российская армия вошла в Запорожскую область. В 2020 году он выдвигался в депутаты Бердянского городского совета от партии ОПЗЖ – деятельность которой в Украине запрещена.
Причин массовой гибели оккупантов может быть несколько
Эксперт программы «Международная и внутренняя политика» Украинского института будущего (UIF) Игар Тышкевич считает, что причин у «косы смерти», которая 16 сентября прошла по оккупантам, может быть несколько и говорить о том, что это «удар возмездия» со стороны Украины, пока что нельзя.
«Реально, ситуация следующая. Причин может быть несколько. Это могут быть междусобойные разборки между самими коллаборантами. Это может быть, скажем так, результат недопонимания оккупантов с коллаборантами. Это могут быть действия украинских диверсионно-разведывательных групп, которые смогли инфильтроваться в местное окружение. Это может быть работа партизанских групп, которые находятся на контакте с украинской разведкой. Наконец, это могут быть действия независимых, полупартизанских групп» – объяснил он.
По мнению эксперта, говорить о том, ответный ли это удар, можно только после того, как будет понятно, что конкретно там произошло. На данный момент говорить о причинах нельзя – оперировать можно только последствиями, которые очень просты: люди, которые пошли работать в оккупационные администрации, умерли, а сроки их сотрудничества с оккупантами оказались очень короткими. То есть, оккупанты не в состоянии не просто гарантировать безопасность тем, кто на них работает – они вообще не в состоянии гарантировать какую-либо безопасность на оккупированных территориях.
«И с одной стороны, да, это может быть использовано для проведения украинских информационно-психологических операций, что да, пожалуйста, мы ответили, а с другой стороны – нужно учитывать ситуацию на местах» – подытожил он, подчеркнув, что такие события являются мощным демотиватором для коллаборантов и возможных коллаборантов.
Эксперт Международного института демократий Евгений Дикий считает, что может быть три причины, по которым 16 сентября отметилось массовой гибелью пособников россиян.
«Первая – да, это действительно может быть наш ответ. Вторая – так сложилось, потому что достаточно удаленные между собой точки, и понятно, что подразделения Движения Сопротивления не координируются между собой, а исполняют, образно говоря, собственную программу» – отметил он.
При этом Дикий высказал мнение, что может быть еще одна причина массового уничтожения гауляйтеров, значительно менее приятная для Украины – это российская операция по выводу важных людей из-под украинского удара, части наиболее ценных кадров среди коллаборантов.
«Не факт, что эти люди реально стали жертвами диверсий. Я допускаю, что россияне начали операцию по выводу части своих ценных кадров… которые потом под чужими именами, под новыми документами будут проживать в россии. Я не исключаю того, что это просто их спасательная операция» – пояснил он свою точку зрения.
Итак, утверждать с точностью о том, украинский ли это ответный удар, пока что нельзя. Однако тем временем мэр Мелитополя Иван Федоров намекнул на определенную закономерность и порекомендовал готовиться мелитопольским коллаборантам.
«Интересную закономерность новостей наблюдаем: 1) в Луганске в результате взрыва погибли «генпрокурор ЛНР» и его заместитель; 2) в Херсоне нанесен удар по кабинету главы оккупационной администрации; 3) в Бердянске убит заместитель главы оккупационной администрации и его жена, возглавлявшая так называемую комиссию по подготовке мифического «референдума». Кажется, мелитопольским гауляйтерам пришло время ходить по улицам временно оккупированного Мелитополя и оглядываться!» - отметил он.
Антон Корж, специально для «Слово и дело»