Эффект перевоспитания: чего ожидать от запрета пророссийских партий

Александр Радчукполитолог

Одним из значимых последствий войны с россией будет коренное переформатирование внутриполитической жизни в Украине. Прежде всего, это касается тех регионов и граждан, которые несмотря на агрессивные намерения россии еще с 2014 года, все эти годы сохраняли надежду на добрососедские отношения и исповедовали пророссийский дискурс.

Нападение россии на Украину 24 февраля 2022 года стало тем поворотным историческим событием, которое несет в себе очень много политических и социальных последствий для украинского общества. Этим событием россия начала новую эру в отношениях с Украиной, главной целью которых является фактическое уничтожение всего украинского и желание превратить самостоятельное государство в подконтрольную колонию. С другой стороны, такие враждебные действия агрессора изрядно сплотили украинцев. И стали окончательным свидетельством враждебной сущности российского государства даже среди ярых русофилов в Украине.

Принимая во внимание такие события, становится понятным, что государство не останется в стороне от общественных процессов. Поэтому решение о дальнейшей судьбе пророссийских партий в Украине вполне закономерно, и вряд ли в сложившихся условиях может как-то подвергаться сомнениям или критике в своей антидемократичности.

Каковы последствия запрета пророссийских партий для политической жизни Украины?

Запуск процедуры

Еще 20 марта Совет нацбезопасности и обороны приостановил деятельность в Украине партий, которые имели связи с российской федерацией. В общей сложности – это 11 партий. Одна из них – «Оппозиционная платформа – За жизнь» имеет фракцию в парламенте и многочисленные фракции в местных советах всех уровней по всей территории Украины. Еще две партии – Партия Шария и «Наши» – до войны имели свой стабильный электорат и даже, согласно данным социологических исследований, могли претендовать на преодоление 5% избирательного барьера на выборах.

Решением СНБО Минюст получил поручение безотлагательно принять исчерпывающие меры по запрету деятельности указанных партий, однако для их реализации не хватает соответствующего системного законодательного поля. Тем более что решение о приостановлении деятельности партий будет действовать на время военного положения.

Поэтому для налаживания процедуры запрета пророссийских партий, а также ее ускорения, необходимым остается решение Верховной рады. В парламенте могут в ближайшее время рассмотреть даже два соответствующих законопроекта - 20 марта группа народных депутатов зарегистрировали законопроект №7172 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о запрете (роспуске, принудительной ликвидации) политических партий», а 28 марта также группой народных депутатов был зарегистрирован альтернативный законопроект №7172-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о запрете политических партий».

В основном законопроекте предлагается внести изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины об изменении исключительной подсудности по делам о запрете (принудительном роспуске, ликвидации) c Окружного административного суда, территориальная юрисдикция которого распространяется на Киев, на Верховный суд. В альтернативном законопроекте предлагается существенно ускорить процедуру рассмотрения дел о запрете политических партий и даже указывают срок в один месяц. А чтобы дела не буксовали из-за военных угроз - предлагается на время военного положения определить их подсудность как суда первой инстанции апелляционному административному суду в апелляционном округе, включающего город Львов.

В общем, законодателям нужно еще определиться, что делать с имуществом партий и с государственным финансированием, которое получала парламентская ОПЗЖ.

Исторический опыт

В общем, предостережения относительно сроков рассмотрения таких дел вполне оправданы – в украинской политической жизни уже были прецеденты по запрету политических партий. Наиболее уместным можно считать опыт запрета КПУ в 2014 году после принятия соответствующего законодательства о декоммунизации.

В мае 2015 года вступил в силу закон Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики», но только в декабре того же года Окружной админсуд города Киева удовлетворил иск Минюста и запретил деятельность КПУ.

Однако коммунисты не оставляли надежду обжаловать данное решение и в 2016 году. И даже после решения Высшего административного суда Украины отказать в открытии кассационного производства по жалобе Коммунистической партии Украины, формально деятельность коммунистов продолжилась и дальше, ведь судебное производство о запрете Компартии было приостановлено до решения Конституционного суда по представлению 46 нардепов бывшей Партии регионов - они хотели добиться признания закона о декоммунизации неконституционным. Только 16 июля 2019 года КС признал конституционным закон, запрещающий пропаганду коммунистического и нацистского режимов. И даже после этого 23 июля 2019-го в Окружной административный суд Киева поступил иск Петра Симоненко и Коммунистической партии Украины в Министерство юстиции об обжаловании своего запрета.

Интересно, что все эти судебные баталии не изменили к лучшему жизнь запрещенной КПУ – партия не могла участвовать в избирательных процессах. Впрочем, учитывая подобный опыт судебных проволочек, стоило бы сделать соответствующие основательные выводы. Ведь именно КПУ была наиболее последовательной пророссийской партией на территории независимой Украины, и продолжала свою подпольную работу много лет уже после своего запрета.

Меры по отрезвлению

На самом деле в региональном разрезе в пророссийские партии входили очень разные политики. В центральных и западных регионах некоторые фракции партии ОПЗЖ в местных советах объявили о прекращении своего существования – яркие примеры этого произошли в Житомирской и Черкасской областях. Похоже, что в западных регионах представителям этих политических сил в целом станет невозможно выражать какие-либо политические позиции.

Сегодня стало известно о том, что фракция ОПЗЖ прекратила свое существование и в Одесском городском совете – регионе, где до войны были достаточно сильны пророссийские настроения. Однако в южных и восточных регионах Украины политическая ситуация с быстрым запретом пророссийских партий сложнее из-за того, что в некоторых местных советах та же фракция ОПЗЖ могла составлять большинство, или составлять скелет коалиции. Поэтому запрет и роспуск фракций в этих регионах приведет к проведению досрочных выборов, которые в условиях военного положения проводить запрещено.

Еще более интересна судьба парламентской фракции ОПЗЖ - за последний месяц из ее состава вышли 9 народных депутатов. Еще одного – Илью Киву – Верховная рада лишила депутатского мандата. Поэтому фракция пророссийской партии уже сократилась на четвертую часть своего первоначального состава.

Для ее самороспуска в парламенте нужно, чтобы фракция стала меньше по численности от наименьшей фракции партии «Голос» (20 народных депутатов). Вследствие соответствующих судебных решений – после выхода из фракции она не сможет пополняться новыми депутатами по партийному списку. Впрочем, даже после выхода из фракции народные избранники от ОПЗЖ не потеряют своих мандатов – соответствующая процедура не предусмотрена ни законодательством, ни, тем более, не утверждена в изменениях в Конституцию.

Абсолютно понятно то, что после победы Украины депутаты от пророссийских партий всех уровней в большинстве своем получат эдакий «волчий билет» к участию в активной политической жизни. Правда, чтобы Украина и украинцы навсегда избавились от иллюзий в пророссийском дискурсе, нужно еще и создать собственный, подкрепленный разнообразными успехами, общественный нарратив. Есть большая надежда, что после победы украинцам наконец-то удастся создать и пойти своим собственным эффективным путем развития и процветания.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО