Решение компании Марка Цукерберга Meta разрешить в своих социальных сетях призывы к насилию в отношении Путина, Лукашенко и российских солдат совершенно уникально и целиком отражает степень ужаса международной общественности перед тем, что происходит сейчас в Украине, и неприятия тех, кто это устроил. Оказываются, бывают ситуации, когда «язык ненависти» оправдан. Более того, когда другой язык и невозможен.
Да, оставлены некоторые оговорки в пользу гуманизма. В частности, в пожеланиях смерти кремлевскому и минскому руководству нельзя указывать способы убийства. Запрещено призывать к насилию над российскими пленными. Но никаких сомнений не остается: Цукерберг и его мощная империя перестали парить над схваткой и однозначно стали на нашу сторону.
Это, конечно, оскорбило российские власти, которые сначала через свое посольство в США потребовало пресечь «экстремистскую деятельность» компании Meta и привлечь к ответственности военных. Но затем за дело взялась Генпрокуратура России, которая обратилась в суд с требованием признать Meta Platforms. Inc., которой принадлежат Facebook, Instagram и WhatsApp, экстремистской организацией и запретить ее деятельность на российской территории. Нет ни малейших сомнений, что запрет последует. Facebook, Twitter и Instagram уже заблокированы Роскомнадзором, теперь к ним присоединится WhatsApp, и решение будет оформлено юридически.
Из прочих социальных сетей, надо напомнить, TikTok сам запретил пользователям из России загружать новый контент и проводить трансляции, поскольку в стране заработал дикий закон о фейках, под который можно при желании подвести кого угодно.
В короткие сроки снесена вся привычная система социальных сетей, оставлены лишь пенсионерские «Одноклассники» и гэбешные «ВКонтакте», генеральным директором которых является Владимир Кириенко, находящийся под американскими санкциями сын находящегося под американскими санкциями Сергея Кириенко, замглавы президентской администрации.
Российской молодежи придется сильно поменять свои привычки. Жизнь в смартфоне, характерная для них ничуть не в меньшей степени, чем для их сверстников за рубежом, резко потускнеет. Впрочем, это такая мелочь на фоне перспективы для молодых людей быть призванным в армию и отправиться в ад – на украинский фронт, а их невестам, женам и сестрам готовить траурные наряды.
То, что творится сейчас с Россией, является преступлением во многих отношениях, и одно из важных следствий – потеря любых перспектив молодежью, кроме самых грустных, а то и трагических. Обычно идеологическое сумасшествие поражает народы с большим удельным весом молодых, которые своей энергией накачивают общую истерию и становятся главным расходным материалом фюреров, аятолл или генеральных секретарей. Нынешняя же Россия по всем принятым параметрам страна пожилых.
Международные критерии, по которым население страны считается старым, определяют планку в 7% людей старше 65 лет в общем количестве населения. В России в 2021 году их было почти 16%, это на 3% больше, чем в 2012 году. Тенденция понятна. Средний возраст жителей России составил на начало 2021 года 40,4 года. Не секрет также, что именно среди старшего поколения больше всего страдальцев по советскому прошлому и огромных почитателей Путина. Их ностальгия привела к тому, что сейчас в Украине массово погибают их дети и внуки. У тех, кто останется жив, не будет будущего, а настоящее окажется еще более убогим, чем было до этого.
Россия – умирающая страна, убивающая своих детей и сеющая смерть вокруг. Путина, которому без пяти минут семьдесят, медленно покидает жизнь, и он готов наказывать за это обстоятельство весь мир. Россияне поддержали. «Зачем нам такой мир, если там не будет России?» – заявил как-то Путин.
России не будет. За мир придется побороться. Изо всех сил.
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»