Во вторник, 15 февраля, депутаты Госдумы РФ поддержали проект постановления об обращении к президенту России Владимиру Путину по поводу признания так называемых «ДНР» и «ЛНР». Это решение в Госдуме обосновывают тем фактом, что жители «ЛНР» и «ДНР» живут в условиях «геноцида», который устраивают им власти Украины. Что это означает для нас и к чему следует готовиться?
Разговоры о возможном признании «Л/ДНР» начались в России в январе. Как уже сообщало «Слово и дело», 19 января, 11 депутатов Госдумы от КПРФ во главе с лидером партии российских коммунистов Геннадием Зюгановым предложили официально обратиться с такой просьбой к президенту РФ Владимиру Путину. Отмечалось, среди прочего, что Минские соглашения не выполняются, а официальное признание марионеточных пророссийских «республик» «создаст основания для обеспечения гарантий безопасности и защиты их народов от внешних угроз».
14 февраля проект постановления о консультациях с МИД России по вопросу признания «ДНР» и «ЛНР» в Госдуму РФ внесли депутаты от партии «Единая Россия» Виктор Водолацкий и Артем Туров. Предполагалось рассмотреть этот проект 15 февраля, что и было сделано. В итоге Госдума приняла именно документ КПРФ, что весьма необычно, если учесть, что ЕР – это партия власти, а КПРФ считается в России оппозиционной политической силой.
На официальном сайте ГД указывается, что принятое обращение будет направлено незамедлительно, поскольку жители «ДНР» и «ЛНР» восемь лет «живут под обстрелами из мало- и крупнокалиберного оружия», а подобные действия украинских властей сравниваются с «геноцидом собственного народа». Документ будет направлен сразу Владимиру Путину, минуя российский МИД.
Подпишет ли его Владимир Путин? Тот факт, что в итоге был принят именно документ оппозиционеров, дает президенту РФ пространство для маневра. Признание (хотя и не присоединение!) «ДНР» и «ЛНР» фактически будет означать выход из Минских соглашений. На это обстоятельство уже указал украинский МИД. Таким образом Москва пытается шантажировать Киев в необходимости выполнения Минских договоренностей по кремлевскому образцу. Это означает, что Владимир Путин может и отклонить запрос депутатов. Выход из Минских соглашений невыгоден Кремлю, поскольку в этом случае Москва теряет серьезные возможности политического, экономического и военного давления на Украину.
Пока Владимир Путин довольно обтекаемо комментирует перспективу признания «ДНР» и «ЛНР», отмечая, что необходимо «сделать все для решения проблем Донбасса, но прежде всего исходя из не до конца реализованных возможностей по выполнению Минских соглашений».
С другой стороны, Украина уже не раз заявляла о том, что не будет выполнять Минские соглашения в их существующем варианте, а это значит, что данное соглашение практически мертво. Поэтому может наступить новая реальность, в которой Россия имеет определенные резоны для того, чтобы признать «ЛНР» и «ДНР».
В свою очередь это означает и то, что Россия фактически признает неудачу переговоров по «гарантиям безопасности» с Западом именно в украинском кейсе и запускает план «Б» – отступление с очередным «территориальным трофеем», который можно будет предоставить российскому обществу как внешнеполитическую победу.
Такой сценарий, несомненно, приведет к новой порции западных санкций. Совершенно очевидно, что «ЛНР» и «ДНР» не будут признаны в мире никем, кроме России, а также небольшим пулом стран-«друзей Путина», вроде Венесуэлы, Сирии или Никарагуа.
Следующим шагом может стать официальное размещение на оккупированной части Донбасса регулярной российской армии, что полностью исключает любую вероятность деоккупации этой территории силовым путем. Означает ли это, что Украине останется лишь зафиксировать территориальные убытки и начать жить дальше, более не вспоминая о Минске-2? К сожалению, нет. Имея в своем подбрюшье два враждебных квазиобразования, сложно чувствовать себя спокойно.
Денис Попович, специально для «Слово и дело»
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.