Пока в Москве активизировались визиты европейских глав государств и глав внешнеполитических ведомств, а дипломатические усилия Кремля направлены на получение желаемых для режима Путина результатов в рамках переговоров в Нормандском формате, самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко занял откровенно воинственную позицию.
В последние месяцы в своих публичных выступлениях и интервью Лукашенко все чаще угрожает НАТО, европейским государствам и Украине открытой войной. При этом в последнем общении с пропагандистскими медиа Кремля Лукашенко откровенно встал на сторону России и пригрозил, что Минск будет на стороне Москвы в случае военных действий между Россией и Украиной.
Лукашенко обещает не только военную поддержку, но и угрожает Киеву экономическими последствиями – мол, в случае возможной «большой войны» Беларусь еще и прекратит экспорт своей электроэнергии и горюче-смазочных материалов на территорию Украины.
Почему подобные заявления самопровозглашенного президента появились именно сейчас, и каким может быть участие Беларуси в возможной войне России с Украиной?
От политики балансирования к союзному государству
Кризис в отношениях с украинскими властями у режима Лукашенко начался с событий августа 2020 года. Украина осудила действия белорусских властей при подавлении массовых протестов белорусов, которые были не согласны с результатами президентских выборов. Александр Лукашенко занимает свой пост еще с 1994 года. В 2020-м у белорусов появился шанс переизбрать нового главу государства, однако режим «бацьки» выстоял благодаря поддержке со стороны Кремля.
Очевидно, поддержка Лукашенко режимом Путина дорого обойдется белорусам и суверенитету самой Беларуси. Фактически Беларусь подписала союзный договор с Россией и является одной из вспомогательных движущих сил Кремля в случае широкомасштабной войны с Украиной.
Заявления Лукашенко тем более опасны, учитывая проведение 10-20 февраля текущего года совместных военных учений с Россией, целью которых является отработка возможных оборонительных и наступательных действий сразу по двум направлениям – в сторону Польши и стран Балтии, и, конечно же, Украины.
Менее 2 лет назад Лукашенко пытался придерживаться других позиций – балансировать между Западом и Кремлем, изображая роль миротворца, предоставляя площадку в Минске для работы Трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию ситуации в Донбассе. В то же время Лукашенко хотел наладить сотрудничество с западными государствами и не «оскорбить» Россию. Впрочем, пойти демократическим путем и передать власть преемнику на честных выборах – не входило в планы белорусского лидера, чем и воспользовалась Москва.
Поэтому Лукашенко откровенно пустился во все тяжкие, показательно демонстрируя преданность режиму Владимира Путина. Так, он признал аннексию и оккупацию Крыма Россией, сначала предложил, а впоследствии и попросил у Кремля (конечно, ради безопасности белорусского народа) о размещении на территории Беларуси ядерного оружия, согласился на размещение российских войск и новых военных баз. Не говоря уже о том, что Лукашенко прошел «экзамены» жестокости и продемонстрировал Путину свою решительность на примере жестоких преследований оппозиции и протестующих внутри Беларуси. А еще – содействовал в создании искусственного миграционного кризиса на границах с Польшей и Литвой – для демонстрации своих возможностей гибридных угроз для стран Евросоюза.
Роль Лукашенко в планах Путина
Прежде всего, в союзе с Россией Беларусь создает дополнительное военное давление на Украину – ведь речь идет о более чем 1000 километрах общей границы на севере нашего государства.
И хотя армия Беларуси не слишком многочисленна и вооружена преимущественно модернизированным советским оружием и техникой, однако она хорошо оснащена и имеет ракетные войска.
Поэтому одна из основных стратегических задач – оттягивание части украинских Вооруженных сил на северном направлении.
Во-вторых, Беларусь уже стала плацдармом для российской армии и может использоваться для дополнительной логистики при широкомасштабном наступлении. Иными словами, территория Беларуси может быть предоставлена для беспрепятственного прохода российским войскам к границам с Украиной.
На самом же деле, говоря о том, что в Украине некому будет воевать против Беларуси, Лукашенко серьезно блефует. Ведь подконтрольная ему армия в случае войны на чужой территории и первых ощутимых потерях может пойти против самого же Лукашенко. Подавление оппозиции и страх репрессий действуют только в закрытых авторитарных системах, как только белорусское общество почувствует существенную угрозу от возможных потерь в реальных боевых действиях с украинской армией – этот страх может стать сильнее диктаторских тюрьм и допросов местного КГБ.
Сценарии взаимоотношений между Украиной и Беларусью
Пребывая в полной зависимости от режима Путина, Александр Лукашенко вряд ли будет способен самостоятельно принимать важные решения в Беларуси. Поэтому, учитывая неприязненную риторику по отношению к украинской власти и личную обиду в адрес президента Украины Владимира Зеленского, о «потеплении» в отношениях двух соседних государств говорить бесперспективно. А еще, ввиду ухудшения отношений Украина больше не рассматривает Минск как площадку для продолжения дипломатических усилий по мирным переговорам по деоккупации Донбасса.
Тем более что теряя остатки суверенитета своего же государства, самопровозглашенный президент рискует не получить того уровня поддержки, на который надеется со стороны Кремля. Ведь заявления о прекращении любой торговли с Украиной могут сильно ударить по интересам самих белорусских граждан, ведь объем и ассортимент украинского экспорта существенно превышает поставки товаров, сырья и услуг из Беларуси. Способна ли белорусская экономика быстро найти заменители и полностью переориентироваться на другие рынки – вопрос дискуссионный.
Сейчас топ-темой для самих белорусов остается дата 27 февраля – именно в этот день запланировано проведение референдума по изменениям в новой конституции. По сути, они могут дать Лукашенко «достойно уйти» по примеру того же казахского лидера Нурсултана Назарбаева, передав власть коллегиальному органу – Всебелорусскому народному собранию. С другой стороны, существует вариант, что самопровозглашенный президент Беларуси может таким образом снова легитимизировать свою власть, проведя новые выборы и оставшись во главе всех управленческих процессов при поддержке властей России. Так или иначе, после деэскалации у границ с Украиной, отношения с белорусскими властями придется строить с нуля.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»