Международная политика: основные угрозы для Украины в 2022 году

Александр Радчукполитолог

Нынешний год в контексте внешнеполитического курса Украины запомнился продолжением эскалации в отношениях с Россией, новой угрозой со стороны новоиспеченного союзника Кремля – режима Александра Лукашенко в Беларуси, отсутствием прогресса в решении вопроса деоккупации Донбасса. Процесс переговоров в рамках Нормандского формата фактически заблокирован Россией, равно как и отсутствует прогресс в выполнении хотя бы первого пункта «Минских соглашений» – прекращения огня.

Были и успехи – Украина наладила диалог с США и усилила сотрудничество с НАТО, запустила дипломатические усилия в направлении деоккупации Крыма – Крымскую платформу. Наше государство не потеряло поддержки Запада, зарекомендовало себя как надежный партнер и усилило сотрудничество с дружественными восточноевропейскими странами. К тому же удалось выйти на новый уровень отношений с Турцией и Великобританией.

Впрочем, 2022-й, похоже, будет гораздо турбулентнее своего предшественника. И основным фактором дестабилизации, а также основных внешнеполитических угроз, скорее всего, будет непрогнозируемая, враждебная и агрессивная политика Кремля.

Агрессия России

К сожалению, новый год начнется с ощущением напряжения на восточных, южных и северных границах Украины – угроза полномасштабного вторжения и войны с Россией никуда не делась. Более того, украинцы все чаще чувствуют реальность такого сценария даже несмотря на то, что агрессия со стороны РФ длится уже более 8 лет.

Согласно результатам опроса, проведенного в декабре текущего года Киевским международным институтом социологии, 49,2% украинцев считают реальной угрозу вторжения России на территорию Украины. Еще 41,4% считают, что Кремль не станет нападать.

Может ли эта угроза внезапно исчезнуть? Увы, но нет. Есть несколько вариантов развития событий, благодаря которым Россия не совершит нападение, однако все же достигнет своего геополитического господства над Украиной. Прежде всего, если в НАТО и США пойдут на уступки агрессору и выполнят его ультимативные требования: дадут юридические и международные гарантии того, что Украина никогда не станет членом Североатлантического альянса. Пока и США, и руководство НАТО на такой шаг не пошли, однако ситуация может измениться, прежде всего, из-за внутриполитической дестабилизации внутри Украины и усиления недоверия западных государств к правящим элитам.

Дистанцирование от ЕС и НАТО

В случае запуска Северного потока-2 у Украины нет четкого плана действий, как дальше действовать в контексте противостояния энергетической экспансии Кремля. Ведь подобная стратегия и общий план действий со странами ЕС должны существовать в виде конкретных политических и экономических шагов. В случае отсутствия такого плана и договоренностей с государствами Европейского Союза, дальнейшего дистанцирования с ними не избежать.

Такая же ситуация и с НАТО – многие государства-члены Североатлантического альянса опасаются дальнейшей эскалации отношений с Россией из-за возможности вооруженного нападения Кремля на Украину. Причем в случае успешного сопротивления Вооруженных Сил Украины – странам-членам НАТО все же придется определиться со своей дальнейшей политикой в отношении Украины.

С другой стороны, любое дистанцирование от ЕС и НАТО подтолкнет Украину к идее прямых переговоров с Кремлем. Конечно, в таком случае проиграют все, кроме режима Путина в России, однако такая политика может лишь отсрочить во времени дальнейшие экспансионистские аппетиты агрессора.

Дестабилизация в восточноевропейском регионе

Россия может продолжить дестабилизацию ситуации в восточноевропейском регионе не только путем открытого вооруженного нападения на Украину. Такие возможности были отлично продемонстрированы в рамках организованного с режимом Лукашенко в Беларуси так называемого «миграционного кризиса», который стал существенным дестабилизирующим фактором для Польши и стран Балтии.

Подобные заготовки Россия приберегла и для Грузии, и для Молдовы, и даже успешно внедряет дезинтеграционную политику на Балканах на примере Боснии и Герцеговины.

Что может сделать Украина в восточноевропейском регионе? Во-первых, еще активнее работать в рамках сотрудничества со своими соседями-партнерами в рамках «Люблинского треугольника», в формате «Ассоциированного трио», усиливать взаимодействие с Вышеградской группой и в рамках инициативы Триморья. Во-вторых, не забывать об углублении партнерства с Турцией и находить новых региональных партнеров.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО