В конце прошлой недели президент Украины Владимир Зеленский в одном из интервью не исключил идеи проведения референдума о статусе Донбасса и Крыма. А еще глава государства допустил одну интересную инициативу ‒ референдум о прекращении войны.
Все эти предложения Владимира Зеленского были озвучены после его разговора с президентом США Джо Байденом и на фоне кризиса с российскими войсками на границах с Украиной. В своем ежегодном послании к Верховной раде Владимир Зеленский в конце своей речи также напомнил народным депутатам, что вопросы Донбасса могут быть решены даже в результате прямых переговоров с президентом России Владимиром Путиным.
Во всех этих событиях, которые ускоренными темпами происходят последние 2 месяца, вопрос о вероятном проведении всеукраинского референдума может дать те самые необходимые аргументы и рычаги для принятия решений, и активизировать процесс переговоров.
На этой неделе тема референдума о состоянии Донбасса приобрела медийный отголосок ‒ ее уже прокомментировал глава фракции монобольшинства «Слуга народа», оппозиционные политики, эксперты и СМИ. О чем именно могут спросить у украинцев в рамках всеукраинского референдума, конечно же, если он будет иметь место. К каким последствиям может привести такой референдум?
Реализация плана Кремля?
Идея с проведением референдума о статусе Донбасса уже звучала в этом году из уст президента Украины. И опять же, после весенней эскалации со скоплением российских войск на границах с Украиной. Тогда Владимир Зеленский заявил, что вопросы разрешения конфликта на Донбассе вынесут на первый всеукраинский референдум, который состоится по новому закону.
Еще раньше, в начале 2021 года, идею о всеукраинском референдуме по вопросам временно оккупированных территорий Крыма и Донбасса озвучил глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе, первый президент Украины Леонид Кравчук. «Должно быть на референдуме так сказано, что народ за то, чтобы Украина была цельной, независимой, с возвращением ее территорий. Вот главный вопрос референдума, а не каким способом это делать. Способ должно предложить уже государство, власть, Верховная рада. А народ должен сказать: «Нет, этого не может быть, вся территория Украины целостна и независима, и она должна принадлежать Украине», ‒ отмечал Леонид Кравчук.
Принципиальный вопрос – не могут ли подобные инициативы быть составляющими какого-нибудь более продуманного плана, который враг мог бы использовать для угроз национальной безопасности Украины? Согласно Конституции вопрос целостности территории Украины может выноситься на референдум только в части ратификации международных договоров, подписанных страной.
В то время как у нынешней идеи есть несколько важных аспектов, к которым уже можно отнестись с предостережением. Например, смогут ли принять участие в таком референдуме граждане Украины, проживающие сейчас на неподконтрольных Украине территориях ОРДЛО и в оккупированном Крыму?
Так, спикер Верховной рады Руслан Стефанчук заявил, что жители временно оккупированных территорий ОРДЛО и Крыма должны получить возможность в случае проведения референдума проголосовать, но на подконтрольной территории Украины. «Все вопросы, которые решаются в Украине, это вопросы Украины – не отдельно временно оккупированных территорий, не Крыма, не Донбасса. Это вопрос всей Украины. И потому абсолютно логично, что если эти вопросы будут подниматься, мнение по ним должна выражать вся Украина. В том числе и люди, вынужденные покинуть временно оккупированные территории, АР Крым. Их мнение тоже будет учтено», – отметил Стефанчук.
Похожее мнение высказал и глава фракции «Слуги народа» Давид Арахамия. По его словам, если речь идет об украинских гражданах, «не нарушивших закон, не получивших гражданство России, теоретически это может быть устроено на КПВВ».
Так или иначе, любой вопрос о территориальной целостности Украины, который может быть вынесен на референдум, уже несет в себе риски для внутренней и внешней политики и национальной безопасности нашего государства. Впрочем, есть одна лазейка, которой могут воспользоваться для реализации идеи с референдумом – а именно формулировка самого вопроса таким образом, чтобы он касался ратификации определенного документа, который мог быть вынесен властью во время очередного раунда мирных переговоров в том же Нормандском формате.
О чем будут спрашивать украинцев?
На самом деле такая логика может формально уложиться в соответствие нормам Конституции Украины. С одной стороны, это может привести к очередным рискам для украинской государственности. С другой – стать единственным возможным на данный момент выходом для нынешней власти в вопросе завершения мирных переговоров по Донбассу.
То, что само содержание формулировки вопроса на всеукраинский референдум будет иметь решающее значение, косвенно подтверждается и позицией, которую выражает российская сторона. В Кремле делают вид, что данный вопрос касается сугубо внутренней политики Украины, однако подчеркивают, что особый интерес вызывает именно содержание сформулированного на референдуме вопроса.
«Проведение референдума по Донбассу — это внутреннее дело Украины. Там, конечно, интересно бы понять, как мог бы быть сформулирован вопрос для этого референдума», - прокомментировал данный вопрос пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков
Один из вариантов формулировки вопроса – он может касаться не вопроса территориальной целостности, а, например, экономической автономии территорий ОРДЛО после их деоккупации. Может возникнуть вопрос введения миротворческого контингента – впрочем, и в данном случае есть подводные камни, ведь Россия также захочет принять участие в формировании состава миротворческой миссии.
Еще одна вероятная польза от референдума – он поможет властям сформировать лучшую переговорную позицию в ходе переговоров и повысит легитимность решений.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»