Последние несколько недель границы Европейского Союза в буквальном смысле «атакуют» мигранты из стран Ближнего Востока и Азии. По разным подсчетам – речь идет о 8-15 тысячах человек. Происходят события при непосредственном «кураторстве» властей непризнанного президента Беларуси Александра Лукашенко и, более чем очевидно, – под патронатом Кремля.
Главная цель такой «гибридной миграции» – фактически попытка дестабилизировать ситуацию на границах с ЕС, спровоцировать конфликт, привлечь внимание НАТО и в целом показать возможные разногласия между странами-участницами Европейского Союза.
Есть еще несколько целей, которые косвенно преследует Кремль вместе со своим сателлитом – режимом Александра Лукашенко.
Во-первых, это еще большая инкорпорация Беларуси под влияние России. Во-вторых, это возможность еще больше милитаризовать белорусские территории российскими военными базами – за последний месяц таковых появилось не менее двух. В-третьих, Россия и Беларусь таким образом преследуют свои цели в давлении на Европу – ускорение сертификации газопровода «Северный поток-2», а также уменьшение санкционного давления на Лукашенко. И напоследок – миграционный кризис потенциально угрожает и Украине, ведь у нашего государства более 1000 километров границы с Беларусью.
Когда ждать завершения нынешнего миграционного кризиса и к каким последствиям он приведет?
Три сценария
Для Европы миграционная тема сверхчувствительна. В этом контексте стоит вспомнить миграционный кризис 2014-2015 годов, а еще то, как в 2020 году Турция использовала тему беженцев, чтобы усилить свои переговорные позиции с ЕС.
Несмотря на это, пока России и Беларуси не удалось достичь своих целей – Евросоюз наоборот намерен еще больше усилить санкции в отношении Минска, а Германия временно остановила процесс сертификации компании Nord Stream 2 AG как оператора российского газопровода «Северный поток-2».
Кроме того, реагируя на запрос Польши и стран Балтии, НАТО готово проводить консультации по статье 4 Вашингтонского договора в связи с ситуацией, сложившейся на границах этих государств с Беларусью.
Во временных рамках нынешний кризис, скорее всего, будет продолжаться до ухудшения погодных условий – ведь с наступлением холодов мигрантов нужно как-то удерживать на границах с ЕС для новых штурмов и провокаций. Скорее всего, организовывать такой процесс ни в Минске, ни в Кремле не собираются. Однако никаких предохранителей тому, что новая волна мигрантов не вернется на границы весной или летом следующего года – нет.
Тем не менее, то, что беженцы будут оставаться еще долгое время на границе между Беларусью и странами ЕС – один из базовых сценариев, которым и дальше будут пытаться давить на Польшу и Литву.
Второй сценарий предусматривает то, что Беларусь заставят депортировать беженцев – при этом, не исключено, что режим Лукашенко откажется от организации данного процесса и пустит все на произвол судьбы. А значит, не исключено, что часть беженцев могут попасть и в Украину.
Третий сценарий предполагает, что Беларусь и Россия достигнут своего и беженцев начнут принимать на территории ЕС. На самом деле, этот сценарий – мина замедленного действия. К тому же среди европейских политиков уже звучали идеи по поводу того, чтобы предварительно размещать беженцев на территории Украины перед тем, как принимать решение о допуске на территорию ЕС.
Украина не готова?
Какова роль Украины в этом кризисе? На самом деле, хотя «гибридная миграция» – элемент давления Кремля на ЕС, именно наше государство, хоть и противостоит гибридной агрессии РФ на Донбассе, оказалось не готовым к подобным нашествиям мигрантов именно со стороны границы с Беларусью.
С другой стороны, Украина может использовать данный кризис себе на пользу – предложить вариант размещения части беженцев на своей территории в обмен на определенные условия.
Однако нынешняя ситуация еще далека от компромиссов. Более того, для Украины опасна еще и тем, что может спровоцировать конфликт на новых участках границы – на этот раз со стороны Беларуси. Иллюзий того, какое именно государство стоит за подобным сценарием, у украинцев точно нет.
Так или иначе, пока будет существовать проблема нелегальной миграции и беженцев – она будет болезненной темой и для стран Европы и для стран-транзитеров. И в ближайшем будущем именно такие страны как Россия, Беларусь и Турция будут использовать миграционную тему для раскачки ситуации у границ с ЕС – для достижения своих интересов.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»