На минувшей неделе в Кабинете министров произошли очередные кадровые изменения – Министерство обороны Украины возглавил Алексей Резников, до этого возглавлявший Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий. Новым главой МинВОТ Верховная рада назначила уже бывшую народную депутатку из фракции «Слуга народа» Ирину Верещук.
Подобные изменения не могут не вызывать любопытства по поводу вероятного изменения стратегии и тактики реинтеграции временно оккупированных территорий. Совершенно очевидно, что изменения произойдут. Однако по какой именно стратегии будет происходить реинтеграция части Донецкой и Луганской областей, а также Крыма – должны были в самом начале разъяснить и сам Алексей Резников, как предшественник на должности министра, и Ирина Верещук – как новоназначенный министр.
На каких направлениях сосредоточится новый руководитель министерства? Как изменится политика реинтеграции временно оккупированных территорий и изменится ли вообще? А самое главное – когда будут возвращены оккупированные территории под контроль Украины?
Аудит и гуманитарный акцент
На вопрос, вернутся ли временно оккупированные территории Донбасса и Крыма за время ее каденции в должности главы Министерства реинтеграции ВОТ, Ирина Верещук честно призналась, что вряд ли. А позже выразила надежду, что реинтеграция оккупированного Донбасса состоится раньше, чем прогнозировал ее предшественник в должности Алексей Резников – то есть менее чем за 25 лет.
«Если мы достучимся до людей, если молодежь захочет поступать сюда в вузы, если она будет видеть, что ее здесь ждет ипотека, работа, и она захочет сюда приехать... Это та молодежь, которая принимает решение, мы должны за нее, за всех людей сражаться. И если мы будем эффективно работать, то, поверьте, это не 25 лет, это гораздо меньше», – считает министр.
Первыми шагами в должности МинВОТ Ирина Верещук назвала аудит выполнения министерством поручений президента, Кабмина и СНБО, а также сообщила, что посетит Донецкую и Луганскую области около линии разграничения и КПВВ, чтобы пообщаться с местными жителями.
Самое главное в риторике новоназначенного руководителя МинВОТ является то, что она публично заявляет о разграничении процесса деоккупации и реинтеграции на уровне разных ведомств. То есть, по словам Верещук, деоккупацией должно заняться Министерство обороны. А вот задача МинВОТ – мероприятия по реинтеграции. «Сначала безопасность – потом политическое урегулирование», – заявила Верещук.
Стоит отметить, что риторика предшественника Верещук в должности вице-премьера и руководителя Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины была более жесткой. По словам Ирины Верещук, во главе ведомства она будет заниматься обеспечением финансирования проектов по реинтеграции, гуманитарной и информационной политикой, а также поддержкой переговоров в Трехсторонней контактной группе и работой с молодежью на оккупированных территориях в сфере образования и трудоустройства.
Основная идея реинтеграции Донбасса – реализация политики «мягкой силы». «Нам нужно делать все, чтобы люди чувствовали, что они нужны нашему государству, что они здесь хозяева, неважно, из Львова, Краматорска, Донецка, Луганска – все мы украинцы, мы имеем свое государство, за которое нужно бороться и держаться. Я надВ такому випадкуеюсь, что мягкая сила сработает для реинтеграции», – считает Ирина Верещук.
И сама новоназначенная министр, и эксперты говорят о том, что МинВОТ продолжит работу в рамках уже принятых стратегических документов за период руководства Алексея Резникова. Кроме того, планируется ускорить вопросы выплаты пенсий и льгот на электроэнергию, раскодирование сигналов телеканалов, вещающих на временно оккупированные территории. В общем, речь идет о гуманитарном направлении работы министерства, которое может оказать благоприятный эффект на реинтеграцию территорий только в очень долгосрочной перспективе.
В то же время эксперты все чаще отмечают, что чем дольше продолжаются обстрелы и фактически не прекращен режим огня, тем наиболее реальными сценариями относительно дальнейшей судьбы оккупированных территорий являются два пути. Первый – их возвращение благодаря быстрой военной операции. Второй – содействие «консервации» ситуации в том виде, который существует сейчас. В таком случае о возвращении территорий речь не идет, а скорее о так называемом сценарии «замороженного конфликта».
НеНормандский формат
Реальные сдвиги возможны только при успехах в переговорах по возвращению украинских территорий. Такие переговоры продолжались в рамках Нормандского формата, впрочем, все более понятным становится тот факт, что возвращение к подобному формату под большим вопросом.
Об этом уже на официальном уровне в эти дни заявил и спикер президента Украины Сергей Никифоров. Основная причина – отсутствие договоренностей о встречах не только лидеров государств-участников переговоров, но и даже на уровне министров иностранных дел. Правда, позже в Офисе президента уточнили, что Нормандский формат остается единственной площадкой для переговоров по возвращению временно оккупированных территорий, а под вопросом лишь время и уровень последующих встреч.
Однако уже очевидно, что прогресс в переговорах существенно тормозит позиция России. Еще одна причина – смена власти в Германии: после ухода эпохи канцлерства Ангелы Меркель новой коалиции и правительству придется сформировать собственную переговорную позицию в Нормандском формате.
Желаемого прогресса в мирном урегулировании уже при президентстве Владимира Зеленского так и не произошло. Ни онлайн-встреча советников руководителей Украины, Франции, Германии и России в ноябре 2020 года, ни встреча лидеров «нормандской четверки» в декабре 2019-го по сути не смогли стать «прорывом» в вопросе возвращения временно оккупированных территорий. И даже усилия по режиму прекращения огня, который длился довольно длительное время – со временем все равно сошли на нет. Участие США в переговорах пока остается недоступной опцией для Украины даже после избрания новым президентом Джо Байдена. Единственное, что сейчас может сделать Украина – усиливать свою обороноспособность и наводить порядок на подконтрольной территории. Похоже, что пока это единственный путь усиления собственных переговорных позиций и дает хотя бы призрачный шанс на возвращение временно оккупированных территорий.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»