Президентская кампания 2019 года стала настоящей сенсацией в политической жизни независимой Украины. Украинцы выбрали президентом Владимира Зеленского ‒ человека, который ранее не занимался политикой. Вскоре уже новоизбранный президент объявил о досрочных парламентских выборах ‒ и летом того же 2019-го украинцы на волне тотального обновления власти предоставили небывалый до сих пор кредит доверия и пропрезидентской партии «Слуга народа».
Впервые в новом парламенте было сформировано так называемое «монобольшинство» ‒ коалиция, состоящая только из одной фракции. Казалось бы, путь к реформам открыт, вся полнота власти принадлежит единой команде.
Естественно, что со временем и президентские, и парламентские рейтинги Владимира Зеленского и «Слуги народа» начали падать. В 2021 году сложнее всего удерживать доверие удается именно пропрезидентской партии. Падение рейтингов власти ‒ всегда неизбежный процесс, ведь любые действия сталкиваются с критикой и недовольством как со стороны политических оппонентов, так и рядовых граждан.
Впрочем, президентский рейтинг Владимира Зеленского остается достаточно высоким ‒ и ни один из действующих политиков-тяжеловесов после 2,5 лет его президентства не может достойно конкурировать с нынешним главой государства. Особенно, если речь идет о выходе во второй тур выборов.
Тем не менее, сложилась и другая парадоксальная ситуация: несмотря на высокий рейтинг президента и постепенную потерю доверия к «Слуге народа» со стороны избирателей, большинство социологических исследований этого года зафиксировали негативные настроения граждан относительно общего курса государства. В начале 2021-го социологи зафиксировали рост количества граждан, которые считают, что «страна движется в неправильном направлении». Впрочем, ближе к осени этот показатель сократился.
Так, по результатам опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии в январе 2021-го, 74,3% респондентов считали, что Украина движется в неправильном направлении, и только 10% ‒ что в правильном.
Апрельский опрос Социологической группы «Рейтинг» зафиксировал также высокий процент несогласных с общим положением дел в государстве ‒ 68% считают, что страна движется в неправильном направлении, 22% ‒ в правильном, еще 10% ‒ не определились.
Опрос, проведенный в июне 2021-го фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива совместно с социологической службой Центра Разумкова показало почти такие же данные ‒ 62% считают, что страна движется в неправильном направлении, противоположного мнения придерживались только 20%.
Сентябрьский опрос Социологической группы «Рейтинг» показал снижение доли неопределившихся и рост до 34% респондентов, которые считают, что страна движется в правильном направлении. Тогда как 58% все еще считают, что страна идет в неправильном направлении.
Так или иначе, не учитывать настроения граждан и падение рейтингов правящей партии не удастся. Ряд негативных факторов, которые влияют на рейтинги власти, могут привести к глубокому политическому кризису, особенно если вспомнить о том, что нынешняя коалиция состоит только из одной фракции, и весь негатив принимает на себя.
Чаще всего парламентские кризисы в политической жизни независимой Украины заканчивались объявлением досрочных выборов. Однако на этот раз, после событий 2019 года, рейтинги «Слуги народа» и Владимира Зеленского идут бок о бок, поэтому объявление любых досрочных выборов повлечет за собой и изменение провластной команды. Какими могут быть наиболее вероятные конфигурации выхода из политических кризисов?
Досрочные президентские + досрочные парламентские
Такой вариант выглядит наименее вероятным с точки зрения оснований для отставки президента. Разве что Владимир Зеленский подаст в отставку по собственному желанию, хотя делать это на фоне высоких рейтингов, по меньшей мере, будет выглядеть непонятным для большинства его избирателей. Тем более, что согласно Конституции, в таком случае кандидат не может повторно баллотироваться.
Правда, именно при таком сценарии Владимир Зеленский вместе с командой «Слуги народа» может повторить успех 2019 года. Однако для этого нужно тщательно подготовить юридическую почву ‒ прежде всего, речь идет об изменениях в Основной закон. И если для парламентских и внепарламентских оппозиционных политических сил сценарий досрочных выборов в Верховную раду может стать благоприятным при любых обстоятельствах, то для действующей власти проводить такие выборы до президентских ‒ угроза потерять большинство в парламенте, а значит и существенно «подкосить» легитимность последующих президентских инициатив.
Срочные президентские + срочные парламентские
Также опасный сценарий для власти, если учитывать правовую коллизию с истечением срока полномочий действующей Верховной рады. Дело в том, что в Конституции определено, что очередные выборы депутатов проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Верховной рады. А учитывая то, что парламент 9-го созыва начал работу в конце августа 2019-го, то 5-й год полномочий в таком случае истекает в октябре 2023-го. Тогда как очередные выборы президента должны состояться весной 2024-го.
Очевидно, даже при нынешнем положении вещей, получить существенное преимущество на срочных выборах в Верховную раду в 2023 году «Слуге народа» уже не удастся. Поэтому к выборам президента страна будет жить в противостоянии «парламент-президент», что, не исключено, повлечет и так называемую «коалициаду», и кризис с назначением правительства, и много других негативных факторов для нынешней пропрезидентской команды.
В таком случае есть один выход ‒ продлить срок полномочий парламента. На сколько ‒ вопрос дискуссионный. Вероятно, может даже быть принято политико-правовое решение провести одновременные выборы президента и Верховной рады весной 2024-го. Однако удастся ли это хоть как-то растолковать в соответствии с нормами Основного закона ‒ неизвестно.
Досрочные парламентские + срочные президентские
Прежде всего, такой сценарий может стать реальностью только с согласия президента ‒ поскольку именно он может принять решение о досрочном прекращении полномочий парламента. И, опять же, согласно нынешней Конституции, последняя возможность объявить их истекает в 2022 году ‒ за год до окончания полномочий парламента 9-го созыва.
Конечно, идти на такой рискованный шаг команда Зеленского может только при обстоятельствах, если будет четко уверена в создании пропрезидентской коалиции в новой Верховной раде. А для этого нужны будут союзники. Еще один интересный аспект таких выборов ‒ проходить они будут все еще по старому избирательному законодательству, а следовательно, по всей стране могут развернуться нешуточные баталии за каждый мажоритарный округ.
Каждый из обозначенных сценариев несет как возможности для действующей власти сохранить условную монополию на формирование дальнейшего курса развития государства, так и риски потерять реальные рычаги влияния на ситуацию в стране. А вот для оппозиции ‒ как парламентской, так и внепарламентской ‒ любой из обозначенных сценариев становится шансом для улучшения своих рейтинговых позиций и попыткой взять власть в свои руки. Конечно, учитывая нынешние рейтинги, сделать это удастся лишь при условии объединения ‒ с чем у оппозиции всегда были серьезные проблемы.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»