Преимущества народовластия: удастся ли воплотить идею об отзыве депутатов и чиновников

Александр Радчукполитолог

Выбирать, быть избранным и иметь возможность повлиять на свой выбор - одни из базовых принципов народовластия. В большинстве своем украинцы активно участвуют в выборах - как на местном уровне, так и на всеукраинском. При этом, многие попробовали себя не только в роли избирателя, но и кандидата.

А вот с применением механизма влияния на свой выбор в дальнейшем - опыта немного. В Украине крайне редко используют механизмы отзыва депутатов - либо соответствующей процедуры нет, или она крайне сложна. И даже механизм импичмента - наиболее «отработанный» в демократических обществах процесс отстранения президента от должности - в Украине был принят лишь осенью 2019-го, и его до сих пор ни разу не решались применить.

Сейчас в стенах парламента идет процесс разработки и других законопроектов о народовластии. Недавно вице-спикер Верховной рады Руслан Стефанчук рассказал о разработке законодательства о «возможности отзыва того или иного должностного лица, назначенного народом». Дополнительную информацию Стефанчук не предоставил, упомянув лишь, что в мире такая процедура называется recall.

Какова ситуация с отзывом депутатов и других должностных лиц со своих постов? И действительно ли украинцы смогут воспользоваться подобным механизмом, чтобы повлиять на свое предыдущее решение, и демократическим способом заменить того или иного депутата или чиновника?

Народовластие в партийных руках

На самом деле процедура отзыва депутатов местных советов уже давно действует в Украине. Более того ее неоднократно применяли.

Однако, если не углубляться в юридические «дебри», все эти случаи объединены единым знаменателем - решение об отзыве того или иного депутата должно принять руководство партии, от которой он был выдвинут. То есть, граждане-избиратели действительно могут инициировать процесс отзыва, однако, согласно процедуре, финальное решение даже не за ТВК, а именно - за партийными боссами. Поэтому лишить мандата депутата местного уровня по народной инициативе можно только тогда, когда он, кроме указанных в законе оснований, еще и в пух и прах рассорился и с руководством своей же партии.

Конечно, такой метод отзыва отнюдь не способствует активной позиции избирателей в той же «народной» инициативе. А вот партии подобным инструментом лишения мандатов «неудобных» для партийного руководства депутатов могут вполне удачно пользоваться.

Впрочем, этот механизм, по крайней мере, все же, существует. А вот отозвать народного депутата, к примеру, украинцы так и не могут. В августе 2020 года был зарегистрирован очередной законопроект №3972 «Об отзыве народного депутата Украины по народной инициативе», однако уже в конце декабря прошлого года был возвращен субъекту инициативы на доработку. Законопроект должен предусмотреть возможность отзыва народного депутата, избранного на мажоритарном округе. Однако, в юридических выводах парламентского комитета по вопросам Регламента, депутатской этики и организации работы ВРУ, куда попал законопроект, было выявлено несоответствие его норм Конституции Украины.

И подобная аргументация направления документа на доработку обнародовалась уже не впервые: для отзыва нардепа действительно нужно вносить изменения в Основной закон. Только вот в ситуации с мажоритарщиками изменения могут наступить сами собой, ведь следующий парламент украинцы должны выбирать уже по новому Избирательному кодексу по стопроцентной пропорциональной системе с открытыми списками.

Инструмент политических противостояний?

Во многих демократических странах мира действительно предусмотрена процедура recall. В Соединенных штатах Америки - в зависимости от штата - отозвать можно и местных чиновников, таких как комиссары округов, мэров или даже членов школьного совета и местных судей.

Эти процедуры имеют кое-что общее: в большинстве штатов их можно инициировать после определенного срока работы чиновника (в разных штатах это может быть и 90, и 120, и 180 дней), собрав определенное количество голосов избирателей (цифры также существенно отличаются, однако в большинстве штатов инициировать отзыв могут только с подписями от 20 до 30% избирателей, зарегистрированных и квалифицированных для голосования на последних очередных выборах). Кроме того, очень различаются основания, по которым можно начать процедуру отзыва депутата, чиновника, мэра - это может быть и тяжкое преступление, и административная ответственность, злоупотребление служебными обязанностями, и нарушение присяги, и некомпетентность, и даже пьянство.

Однако есть еще нечто общее - после реализации процедуры отзыва чиновника или депутата, должны быть организованы новые выборы. То есть, после отзыва одного депутата просто заменить его на следующего в партийном списке, как сейчас происходит в украинских реалиях, невозможно.

Что же касается такой специфической должности, как мэр города, то в этой ситуации все еще сложнее. Сейчас предусмотрена возможность отзыва мэра через процедуру местного референдума, которая пока не прописана.

В заключении Совета Европы относительно проекта закона о внесении изменений в закон «О местном самоуправлении в Украине» относительно оснований досрочного прекращения полномочий сельского, поселкового, городского совета», отмечается, что «процедура отзыва мэров (глав), в случае если она не должным образом выписана, создает опасность становления чего-то близкого к императивному мандату (специально изъятого из многих европейских конституций) и не является распространенной европейской практикой». В Совете Европы также ссылаются на соответствующие выводы Венецианской комиссии по данному вопросу.

Вероятно, что новая процедура отзыва мэров может стать дополнительным политическим инструментом в противостоянии между центральной и местной властью. После местных выборов 2020 стало вполне ясно, что влиятельность некоторых местных элит может стать вполне реальным конкурентным преимуществом на всеукраинском уровне. И в канун парламентских выборов политическое напряжение на уровне «центр - регионы» будет расти и создавать новые конкурентные элиты и альянсы.

Если присмотреться, то в каждом регионе Украины есть мэр, который может на всеукраинском уровне вполне реально претендовать на увеличение своей электоральной массы и присутствие уже в центральных органах власти. Но будут ли такие инициативы реализованы, и наоборот – не добавят ли популярности мэрам, которых попытаются отозвать, - новая тема для размышлений.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО