Союзник США вне НАТО: нужен ли Украине такой статус

Владислав Фарапоновэксперт-американист

Верховная рада не поддержала обращение к Конгрессу США о предоставлении Украине двустороннего статуса основного союзника вне НАТО (MNNA). В Конституции Украины уже третий год как закреплен курс государства на приобретение членства в Альянсе. Это взаимоисключающие вещи или нет? И нужен ли вообще Киеву такой статус?

Что такое «статус основного союзника США вне НАТО»

Де-факто, такой статус означает особый углубленный вид двустороннего сотрудничества с Соединенными Штатами. И у него нет никакого прямого отношения к самому НАТО. Это клуб государств, с которыми Америка давно и плодотворно сотрудничает. Такой статус начал предоставлять иностранным партнерам еще Рональд Рейган во время своего второго срока в 1987 году.

Важно, что это 17 государств, которые даже чисто по географическим причинам не могут претендовать на членство в НАТО. Именно поэтому и нет прецедентов получения статуса среди европейских государств, в том числе и среди тех, кто по крайней мере подчеркивает желание вступить в НАТО.

Конечно, это так или иначе противоречит желанию вступить в Североатлантический альянс из-за своего непосредственного названия, но прямых документальных подтверждений тому нет, да и не могло быть.

Какие преимущества и подводные камни статуса

На самом деле, унифицированного ответа на вопрос о конкретных преимуществах статуса основного партнера Соединенных Штатов нет. Дело в том, что правительство США, признавая то или иное государство своим союзником вне НАТО, фактически исходит из понимания уже существующего сотрудничества и уровня взаимодействия. У каждого из 17 государств уникальный уровень сотрудничества с Вашингтоном, которое строится годами. Например, Япония получила статус союзника одной из первых, но двустороннее соглашение по безопасности между Токио и Вашингтоном датируется аж 1960 годом.

Если говорить о формальном признании, то сразу несколько преимуществ предусмотрено собственно американским законодательством: это совместное взаимодействие для проведения исследований в сфере безопасности и обороны, доступ к Военному резерву США, доступ к технике, в том числе и к ремонту и тому подобное.

Кроме реального сотрудничества, которое не всегда является публичным (и это тоже следует учитывать), можно уверенно утверждать, что в случае предоставления такого статуса, поддержка Украины в Конгрессе и среди истеблишмента в целом перестанет быть теоремой, которую надо постоянно доказывать, когда речь идет о санкциях против России и разного рода помощи, а станет понятной аксиомой для всех участников американской политической жизни. Это станет также весомым имиджевым сигналом для других партнеров Украины именно благодаря тому, что немного государств получили такой статус от США.

Огромный опыт вооруженных сил США и потенциал для расширения сотрудничества позволяет также предположить, что любое сотрудничество с первой экономикой и армией мира, однозначно, пойдет на пользу.

Например, первая когорта государств, получивших такой статус - Япония, Израиль, Южная Корея, Австралия и Египет - де-факто по уровню сотрудничества как в далеком 1987 году, так и в 2021-м очень отличаются. Именно поэтому непосредственные преимущества можно рассчитывать только после содержательного наполнения двусторонних договоренностей. Исходя из этого, статус является лишь базой для налаживания сотрудничества, а не его основой.

Почему надо делать выбор: НАТО или со США, но вне НАТО

Если мы говорим конкретно об этом статусе, то он даже в самом названии не предусматривает членство в НАТО. С другой стороны, это тот случай, когда не получится апеллировать к отсутствию консенсуса относительно членства Киева в НАТО, а все зависит от одного государства.

Абсолютно другой вопрос, готова ли даже потенциально команда Байдена во время своей каденции рассматривать такую возможность. На первый взгляд, по состоянию на первый год работы новой администрации, скорее нет, чем да. Но это не значит, что так будет и дальше.

Кроме этого, подписанные во время визита Владимира Зеленского в США документы, в том числе реализация широкого потенциала рамочного соглашения о стратегической основе оборонного сотрудничества, станет также маркером для американской стороны.

Таким образом, выполнение уже существующих договоренностей и имидж надежного партнера помогут Украине получить статус основного союзника вне НАТО (если власть все же решит, что он нужен) гораздо быстрее чем банальные обращения к Конгрессу во время, когда для этого нет достаточных оснований.

Владислав Фарапонов, политолог-американист, аналитик «Интерньюз-Украина»

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО