Мюнхенский сговор: чем опасно для Украины соглашение по «Северному потоку-2»

Денис Поповичжурналист

Поздно вечером, 21 июля, США и Германия опубликовали соглашение о достройке российского газопровода «Северный поток-2». С помощью этого газопровода Россия намерена избавиться от транзита газа через территорию Украины, лишив нашу страну существенных поступлений в бюджет. Детали этого соглашения, которое позволяет российской стороне достроить «Северный поток-2», чрезвычайно невыгодны украинской стороне.

Газопровод «Северный поток-2» с пропускной способностью порядка 55 млрд кубометров газа ежегодно, проложен Россией в обход территории Украины в направлении Германии, через воды Балтики. Таким образом, РФ надеется доставлять свой газ в Европу, минуя украинскую газотранспортную систему (ГТС). Это лишает Украину существенных финансовых поступлений. Так в прошлом году, Россия заплатила за транзит своего газа через территорию Украины свыше $2,1 млрд.

Транзитное соглашение между Россией и Украиной заключено в конце 2019 года и действует до конца 2024 года. В его рамках РФ должна уплатить нашей стране свыше $7 млрд, причем эта сумма не зависит от реальных объемов газа, которые проходят через нашу ГТС. Если СП-2 будет запущен, то после 2024 года Россия может не продлевать соглашение с Украиной.

«Северный поток-2» планировалось закончить к концу 2019 года, однако работы, которые уже подходили к концу, были остановлены американскими санкциями (во многом это и привело к заключению нежелательного для РФ транзитного соглашения с Украиной). В течение 2020 года, пока в Белом доме властвовал Дональд Трамп, строительство СП-2, несмотря на все старания «Газпрома», было практически заблокировано. Все поменялось, когда президентом США стал Джо Байден, которого принято считать другом Украины. Решив наладить отношения с Германией – еще одним важным бенефициаром российского проекта, Джо Байден достиг соглашения с канцлером ФРГ Ангелой Меркель о завершении строительства СП-2.

Текст этого соглашения был опубликован поздно вечером, 21 июля. В нем указано, что Германия будет принимать меры на национальном уровне и добиваться дополнительных санкций против России, если она попытается использовать энергетику в качестве оружия или предпримет агрессивные действия против Украины. Санкции введут для ограничения российского экспорта в Европу, в том числе, в энергетическом секторе. Кроме того, Германия и США обеспечат $1 млрд инвестиций в «зеленый фонд» для развития возобновляемых источников энергии в Украине и повышения энергоэффективности и энергобезопасности нашего государства. В частности, Германия внесет в «зеленый фонд» первые $ 175 млн долларов.

Также Германия назначит спецпредставителя для продвижения двусторонних энергетических проектов с Украиной и выделит ему $70 млн, а также готова запустить пакет мер для поддержки энергобезопасности Украины.

Германия также обязалась использовать все доступные ей средства влияния для того, чтобы Украина смогла продлить соглашение о транзите газа с Россией до 2034 года. Переговоры должны начаться не позднее 1 сентября.

Помимо этого, в соглашении сказано, что Германия активизирует усилия в рамках нормандского формата, чтобы обеспечить выполнение Минских соглашений. Даже при самом беглом ознакомлении становится понятно, что соглашение между Байденом и Меркель – очень плохой вариант для Украины.

Во-первых, запланированные инвестиции в «зеленый фонд» существенно меньше тех средств, которые потеряет Украина после прекращения транзита российского газа. Конечно же, это инвестиции в будущее, но, к сожалению, для того, чтобы альтернативные источники энергии заменили в Украине ископаемые, нужно преодолеть серьезное лобби тех, кто не желает этой «революции».

Во-вторых, совершенно непонятно, как Германия намерена заставить Россию продлить транзитное соглашение с Украиной до 2034 года, если «Северный поток-2» как раз и нужен для того, чтобы это соглашение не продлевать? И зачем Германии в качестве возможных санкций, ограничивать экспорт российского газа в Европу, если СП-2, по заверению немецкой же стороны, нужен для того, чтобы диверсифицировать этот экспорт и укрепить энергетическую безопасность ФРГ?

С другой стороны, транзитное соглашение действительно может быть продлено. К примеру, в его рамках РФ согласится перекачивать через Украину символические 10-15 млрд кубометров газа в год. От таких объемов в Москве не отказывались и ранее. И хотя столь скудный транзит делает украинскую ГТС совершенно нерентабельной, кто же придерется к этому факту, если формально соглашение продлят?

Наконец, весьма настораживает присутствие Минских соглашений в пакете этих договоренностей. Мирное разрешение конфликта на Донбассе, которое регулируется этим документом, не имеет прямого отношения к ситуации вокруг СП-2. Но привязка Минских соглашений к этой ситуации, создает обширное поле для политического шантажа и попыток вынудить Украину выполнить этот невыгодный документ, в обмен на все вышеперечисленные «плюшки». Это именно то, чего боялась Украина, утверждая, что «Северный поток-2» - не просто экономический проект, но еще одна дубинка в руках Москвы.

И совсем уж некрасиво выглядит информация, распространенная изданием Politico со ссылкой на собственные источники. Согласно этой информации, администрация Джо Байдена «попросила» Украину не поднимать шум вокруг сделки Германией, касательно СП-2. В противном случае, это якобы может сказаться на отношениях между странами.

Если информация Politico верна, то президента Владимира Зеленского, что называется, посадили на растяжку. С одной стороны, нужна максимальная огласка и как можно больше действий для того, чтобы все-таки остановить «Северный поток-2». Иначе не избежать огромных (если не фатальных) политических, экономических и репутационных потерь. С другой стороны, настойчивое требование «заткнуться и не отсвечивать» действительно может быть связано с какими-то гарантиями безопасности, которые были предоставлены украинской стороне. Хотя чего стоят эти гарантии, наглядно показал пресловутый Будапештский меморандум.

Впрочем, соглашение между Байденом и Меркель больше похоже на Мюнхенский сговор 1938 года, после которого последовал раздел Чехословакии. Эту страну бросили на съедение нацистской Германии ради достижения мира в Европе, который так и не наступил. Никаких намеков и параллелей, но в нашем случае одним из интересантов также выступает Германия. Колесо истории делает новый оборот.

И, конечно, множество вопросов следует задавать к нашему Офису президента, решившему заместить собой целое Министерство иностранных дел. Там явно переоценили свои возможности, пропустив момент, когда что-то пошло не так.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО