Визит президента Владимира Зеленского в Вашингтон по приглашению его американского коллеги Джо Байдена ‒ безусловно, ключевое событие в международной политике для Украины в 2021-м году. До этого президенты разговаривали только по телефону.
Активизация американо-украинских отношений за последние несколько месяцев свидетельствует о желании администрации Белого дома восстановить более тесное сотрудничество между Украиной и США. Правда, руководители обоих государств видят разную повестку дня и имеют диаметрально противоположные ожидания от предстоящей встречи.
Для Украины встреча двух президентов является шансом решить целый ряд вопросов в международной политике, укрепить свои позиции и заручиться поддержкой влиятельного партнера.
Для США ‒ очередная попытка объяснить украинской стороне важность и ценность внутренних изменений, без которых рассчитывать на поддержку США на международной арене не стоит.
Оба президента уже обменялись «посланиями». США продемонстрировали готовность наладить сотрудничество, снабдив в Украину высокопоставленный «десант» во главе с госсекретарем Энтони Блинкеном. Украинский глава государства выразил целый ряд не слишком приятных для лидера США месседжей в своих недавних интервью международным СМИ.
Ключевой вопрос сейчас ‒ согласование даты визита Владимира Зеленского в Вашингтон. В отечественном МИДе отмечают, что встреча готовится, однако точной даты ожидают именно от американской стороны. Говорят, что в США не спешат с определением даты визита, намекая на ряд «домашних заданий», которые пока не выполнила украинская сторона.
Повестка дня по-украински
Украинская сторона сосредотачивается на вопросах национальной безопасности и надеется на поддержку США на международной арене. В топ-темах интервью Владимира Зеленского ‒ вступление Украины в НАТО, возможность участия США в новом переговорном формате по деоккупации временно оккупированных территорий Донбасса и Крыма, увеличение военной помощи.
Кроме того, украинская сторона рассчитывает на улучшение экономических отношений со США и возобновление сотрудничества с МВФ. При этом, Владимир Зеленский в одном из своих интервью уже выразил разочарование позицией США относительно снятия Вашингтоном санкций с оператора газопровода «Северный поток-2». В целом эксперты связывают факт того, что встреча Зеленского и Байдена не состоялась до встречи американского президента с Владимиром Путиным именно из-за неожиданной для США отставки Андрея Коболева и якобы вмешательства государства в сферу корпоративного управления.
Безусловно, одним из успехов, с которым в Вашингтон поедет украинская делегация ‒ является принятие в первом чтении законопроекта о деолигархизации. Правда, нынешняя администрация Белого дома хорошо понимает украинский контекст, и одними только законодательными инициативами убедить Джо Байдена в искренности украинской стороны в стремлении к реформам будет нелегко.
Американские «акценты»
Со стороны США звучит более чем четкий месседж ‒ обратить внимание на внутреннюю политику и, непосредственно, на сферу борьбы с коррупцией, судебную и правоохранительную реформы, продемонстрировать конкретные шаги по той же самой деолигархизации.
Несмотря на это, американская сторона заверяет в полной поддержке евроатлантической интеграции Украины и важности предоставления Украинскому государству Плана действий относительно членства в Альянсе. Конечно, вступление в НАТО, как и возможное расширение участия США в нормандской формате – будут требовать от украинской власти решительных изменений во внутренней политике.
Еще один важный маркер для США ‒ возможность привлечь к ответственности бывшего главу Днепропетровской ОГА, экс-владельца «Приватбанка», бизнесмена Игоря Коломойского. По мнению американской стороны, в его действиях есть признаки коррупции не только на территории Украины, но и в США. Поэтому в направлении процесса деолигархизации украинская правоохранительная система должна показать вполне конкретные результаты именно на «кейсе» Коломойского.
Похоже, на позицию главы США по ключевым вопросам в украино-американских отношениях влияют вполне конкретные результаты и прогресс по внутренним реформам. И чтобы добиться успеха, украинской стороне следовало бы обратить особое внимание на свой визит именно с этой точки зрения.
Высокие ожидания?
Учитывая такой «позиционный диссонанс» накануне встречи двух президентов, совершенно очевидно, что ее результаты будут существенно отличаться от ожиданий именно украинской стороны.
Из реальных результатов ‒ украинская сторона может привезти из Вашингтона очередной список пошаговых «домашних заданий», которые нужно будет выполнить для того, чтобы в США действительно убедились в неизменности реформирования Украины и взяли курс на более глубокое партнерство.
Если с украинской стороны прозвучит условное согласие на такой сценарий ‒ очевидно, что для его реализации потребуется время и деньги. Поэтому вероятно, что в таком случае одним из успехов президентской команды может стать возобновление сотрудничества по кредитованию от МВФ.
Джо Байден и его администрация слишком тщательно знают об особенностях украинской политики, чтобы выстроить эффективную систему взаимоотношений. Вопрос только в том, убедит ли Владимир Зеленский в искренности намерений и стремлений к изменениям своего американского коллегу. Если Вашингтон заподозрит «нечестную игру», надеяться на возобновление диалога в текущей президентской каденции Владимиру Зеленскому не стоит.
С другой стороны, после встречи с Владимиром Путиным, Джо Байден имеет больше информации и возможных сценариев развития событий в глобальном масштабе. Очевидно, в реализации американских интересов именно Украина и ее будущий статус будут иметь ключевое значение. Поэтому не исключено, что в итогах визита Владимира Зеленского в США будет содержаться дополнительный «секретный» протокол.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»