Введение в действие COVID-сертификатов упростит жизнь не только украинским туристам, но и желающим поискать лучшей судьбы на заработках в странах ЕС и в целом в мире. Особенно привлекательными для украинских трудовых мигрантов остаются европейские страны ‒ все больше стран приглашают наших соотечественников не только на сезонные заработки, но и на постоянную работу. Некоторые даже предлагают вакцинироваться по прибытию на место работы.
Всеукраинская ассоциация компаний по международному трудоустройству провела подсчет и сделала вывод о том, что около 5 миллионов украинцев вынуждены работать за рубежом в различных странах мира и при этом примерно 50-60% из них работают нелегально. В «доковидные» времена, по разным данным, речь шла о других цифрах ‒ от 3,5 до 8 миллионов трудовых мигрантов. Точное количество, сколько именно наших соотечественников временно или постоянно находится за границей на официальных или неофициальных заработках никто не знает. Соответственно и посчитать потери украинской экономики от этого процесса также крайне трудно. Единственная наиболее адекватная цифра, которая дает представление о масштабах трудовой миграции ‒ количество денежных переводов украинцев из-за рубежа. Последние 5 лет она не опускалась ниже показателя в 10 млрд долларов ежегодно, и часто превышала уровень прямых иностранных инвестиций в экономику Украины.
В Украине уже сформировалась целая прослойка общества, живущая в парадигме постоянных заработков за рубежом. И речь, прежде всего, не об IT-специалистах, топ-менеджерах или офисных работниках, а именно о рабочем классе. Часто в поисках больших заработков за границу едут малые предприниматели, на определенное время или навсегда останавливая свой бизнес на родине.
Государство все чаще сталкивается с проблемой социального урегулирования вопроса украинских заробитчан: во-первых, как и в какой степени учитывать трудовой стаж украинских граждан для начисления им пенсий и вообще других социальных выплат; во-вторых, кем и каким образом компенсировать недостаток рабочей силы в Украине?
Сила трудовой миграции
Согласно исследованию, поведенному в апреле-мае этого года польским агентством по трудоустройству EWL Group и Центром восточноевропейских исследований Варшавского университета среди иностранных трудовых мигрантов, среди которых было 92% украинцев, больше всего трудовые мигранты хотели бы поехать работать в Германию (51%), Польшу (48%), Чехию (26%), США (25%) и Канаду (23%). В десятку самых популярных направлений миграции вошли также скандинавские страны, такие как Норвегия (21%), Швеция или Финляндия (17%).
В общем, Польша сейчас является наиболее привлекательной для украинцев не только для сезонной работы, но и для предпринимателей: местная власть идет навстречу иностранцам в создании новых рабочих мест, а официально трудоустроенная молодежь из числа мигрантов может рассчитывать на привлекательные условия по ипотеке.
Сейчас, несмотря на определенные культурные и исторические разногласия, возникающие на бытовом уровне между украинцами и поляками, польские власти делают все, чтобы и в дальнейшем либерализовать свою миграционную политику. На самом деле, такую позицию польское правительство заняло не потому, что предпочитает предоставлять преимущество трудовым мигрантам ‒ на самом деле, таким образом местные власти реализуют свою политику из-за недостатка трудовых ресурсов для развития экономики. И более компетентная и «понятная» для самих поляков рабочая сила из Украины ‒ в приоритете, в отличие от трудовых мигрантов из других менее богатых стран.
В прошлом году опять появились разговоры о том, что украинских заробитчан попытаются обложить дополнительным налогом ‒ в частности, якобы такую цель преследовал и законопроект о налоговой амнистии. Народные депутаты прошлого созыва парламента были более смелыми и пытались более решительно нормировать сферу трудовой миграции за границей. Одна из самых скандальных инициатив ‒ законопроект №10153 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления государственной поддержки украинцев за рубежом». Документ предусматривал ряд нововведений, среди которых ‒ создание отдельного органа исполнительной власти по вопросам трудовой миграции, формирование реестра работников и внедрение карты трудового мигранта, а также создание так называемого «Фонда благосостояния» для украинских трудовых мигрантов.
Сейчас нынешняя власть открещивается от намерений любым способом дополнительно обложить заробитчан, подчеркивая исключительно на добровольном характере декларирования необлагаемых доходов. Безусловно, налоговая амнистия может стать хорошим основанием для украинцев, которые длительное время работают за рубежом, задекларировать свои доходы. Однако, это актуально только для тех граждан, которые планируют в будущем как-то связать свою судьбу с экономической деятельностью в Украине.
Защищать или возвращать?
Сейчас основным документом, регулирующим сферу трудовой миграции украинцев за рубежом является Закон Украины «О внешней трудовой миграции», который вступил в силу еще 1 января 2016 года. К слову, возвращаясь к вопросу налоговой амнистии, в статье 19 упомянутого закона предусмотрено налогообложение доходов трудовых мигрантов в порядке и размерах, установленных государством пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами. То есть, если человек работает за рубежом и официально платит налоги ‒ в Украине объяснять что-то в декларациях ему не обязательно.
За пять последних лет государство несколько раз возвращалась к попыткам защитить украинцев за рубежом. Однако пока сделано крайне мало. Вспомнить только законопроект №2365 «О защите трудовых мигрантов и борьбе с мошенничеством в трудоустройстве за границей», целью которого является защита украинцев, которые ищут трудоустройство за рубежом и постоянно работают в других странах, а также нормализация работы компаний, осуществляющих трудоустройство украинцев за рубежом.
В частности, государство планирует создать условия для функционирования компаний-посредников на рыночных условиях, чтобы украинцам не пришлось платить заранее за трудоустройство, что сделает невозможным существование в этой сфере аферистов. На компании-нарушители будут накладывать штраф (2-5 тыс. необлагаемых минимумов). Правда, после принятия законопроекта в первом чтении в июне прошлого года, дальнейшая судьба документа остается призрачной.
Украинцы будут и дальше искать заработки за рубежом ‒ ведь финансовые преимущества более чем очевидны. Впрочем, стоит помнить и о том, что трудовая миграция ‒ это не всегда проблема в долгосрочной перспективе. В условиях развития привлекательного бизнес-климата для развития малого и среднего предпринимательства, заработанные мигрантами средства за рубежом могли бы стать двигателем реформ и изменений в экономике Украины.
Эксперты Международной организации по миграции указывают на то, что каждый пятый мигрант готов инвестировать средства не только в свою семью, но и в деятельность местной общины, откуда он и отправился на поиски больших заработков. Именно эти данные следует учитывать и нынешнему, и будущему правительствам Украины и развивать государственную стратегию на прагматических целях ‒ так, как этого достигают правительства соседних стран ЕС.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»