Юля хочет камбэк. Колонка Леонида Швеца

Леонид Швецполитический обозреватель

Пока политизированная общественность, живенько переругиваясь, с повышенным интересом следит за развитием остросюжетного сериала «Как закалялась мразь», в котором просто отсутствуют положительные герои, из поля публичного внимания как-то выскользнула героиня прежних захватывающих историй. А зря. Юлия Тимошенко предпринимает активные шаги, чтобы вернуть себе звание лидера украинской оппозиции.

Для этого мать «Батькивщины» готовится использовать инструмент, который совсем недавно сделали доступным «слуги народа»: в январе Верховная рада приняла, а в апреле Зеленский подписал закон о всеукраинском референдуме. Инициаторы всяческого стимулирования народовластия уже демонстрировали, что не очень понимают, что с этой затеей делать. Всенародный опрос «от Зеленского», который совместили с местными выборами в октябре прошлого года, был верхом или, если угодно, дном неприличия и незамаскированной имитации. А вот опытная Юлия Владимировна быстро смекнула, как этой штукой пользоваться.

Сразу после голосования в парламенте за закон о референдуме Тимошенко объявила о намерении задать украинцам свои пять вопросов. Зеленский, напомню, будто бы интересовался общественным мнением тоже по пяти позициям: пожизненное заключение за тяжелые коррупционные преступления, свободная экономическая зона в Донецкой и Луганской областях, сокращение числа народных депутатов до трехсот, что-то невнятное про Будапештский меморандум и легализация марихуаны в медицинских целях. Что интересно, действующий президент и бывшая глава правительства совпали в интересе к последнему вопросу, про легкие наркотики, а остальные четыре у нее свои: разумеется, о запрете на продажу земли и объектов стратегического значения, о легализации игорного бизнеса и о поставках газа отечественной добычи населению и бюджетной сфере. Очевидно, как и у «слуг», вопрос о марихуане предназначен исключительно для привлечения молодежи, которой все остальные темы не близки.

Правда, передавая документы на регистрацию инициативной группы, которая дальше займется сбором необходимых подписей для проведения референдума, «Батькивщина» сосредоточилась на своем коньке, на отмене продажи земли.

Надежду сторонникам Тимошенко дают результаты социологических опросов, которые будто бы указывают, что большинство граждан не поддерживает внедрение рынка земли. С другой стороны, не сказать, что этот вопрос сильно задевает украинцев. В апреле Социологическая группа «Рейтинг» провела исследование, и только 46% ответили, что достаточно в курсе проблемы, 22% о ней вообще не слышали, а 32% – слышали что-то где-то как-то. И хотя среди тех, кто определился, 64% не поддерживают продажу земли, попробуй их приведи на участки для голосования.

Сама процедура организации референдума довольно хлопотна. Если Центризбирком даст разрешение на начало сбора подписей инициативной группой, ей предстоит собрать три миллиона автографов избирателей за 90 дней. Это весьма непростая задача, если не рисовать несуществующие. Если ее удастся выполнить, и подписи пройдут проверку, самый мучительный момент, как уже говорилось, обеспечение явки. В референдуме, чтобы он состоялся, должны принять участие не менее половины зарегистрированных избирателей. На местные выборы, напомню, пришло 36,88%. Кроме того, решение будет считаться принятым лишь в случае, если за него отдадут голоса больше 50% принявших участие в референдуме. При этом власть обязательно включится с контрпропагандой. В общем, от Тимошенко требуется чудо.

Но ей только на чудо и надеяться. Старые политики с их повесткой мало цепляют и даже раздражают избирателей, которые, в свою очередь, уповают на невероятное: на появление, наконец, черт бы их побрал, новых политиков с новой повесткой. В определенном смысле для «Батькивщины» и ее руководительницы — это последняя битва, проигрыш которой будет означать окончательную потерю шансов вывернуть с обочины украинской политики на магистраль. Юля постарается. Именно ради этого пошла даже на то, чтобы вернуть в ряды фракции Антона Яценко, на котором негде клеймо ставить, но полезного в организации всяких дел, требующих специфического влияния и теневых затрат. Когда идешь ва-банк, к чему это чистоплюйство.

Леонид Швец, специально для «Слово и дело»

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО