23 апреля Россия пообещала начать отвод своих войск от украинских границ. Однако в Государственной пограничной службе отмечают, что в настоящее время вывод войск фиксируют лишь в оккупированном Крыму. В комментарии «Слово и дело» военный эксперт Олег Жданов объяснил, почему РФ до сих пор держит своих военных возле восточной границы Украины и начнется ли полноценный вывод войск.
По словам главы Государственной пограничной службы Сергея Дейнеко, сейчас в военных лагерях возле Воронежа и города Богучар в Воронежской области остается скопление сил и техники РФ. Однако военный эксперт Олег Жданов отмечает, что глава ГПС не имеет права делать такого рода официальные заявления, поскольку это не входит в его функциональные обязанности. Это прерогатива силового блока.
«Такие заявления уполномочены делать президент, его пресс-секретарь, министр обороны или шеф разведки с разрешения президента. А через такие высказывания непрофильных должностных лиц общество лишний раз дергается, читая новости о войсках возле границы», ‒ отметил Жданов.
Что сейчас происходит на границе Украины и РФ
По словам эксперта, на восточные границы Украины российские войска из глубины РФ и не приходили.
«Дело в том, что те части, в том числе 20-ая и 22-ая полевые армии, которые расположились в пунктах постоянной дислокации, просто были приведены в полную боевую готовность и выведены в районы сосредоточения, а затем некоторые из этих частей вернулись в пункты постоянной дислокации, а другие пошли на полигон для проведения тактико-специальных учений. Поэтому их никто не собирается оттуда выводить», ‒ считает Жданов.
Эксперт объяснил, что войска РФ находятся возле своих зимних квартир и после окончания учений по отдельному распоряжению они будут возвращены в пункты постоянной дислокации. То есть это «нормально», что пока не наблюдается отвод сил из полевых лагерей в Воронежской области.
«Надо понимать, что нам нарисовали картинку угрозы. Двадцатая общевойсковая армия, которая расположена вдоль нашей границы от Харькова до Луганска всегда существовала и была там. Ее численность мы оцениваем в 40 тыс. военнослужащих в составе трех бригад, которые сейчас реформируются в дивизии и поэтому мы видим увеличение количества техники», ‒ отметил Жданов.
Он добавил, что ранее эту армию просто не замечали из-за отсутствия военной активности.
«А как только началась плановая проверка боевой готовности, то на фоне войны это стало «неожиданностью» для общества. А руководство страны не захотело этого объяснить. Хотя по сути эти части просто поднялись по тревоге и вышли на полигоны, а люди испугались от количества войск», ‒ добавил эксперт.
Забытые военные базы РФ на границе с Украиной
Военный эксперт напомнил, что в 2015 году Россия начала строительство двух военных баз: одну в Белгородской области, а остальные ‒ в Воронежской напротив границ Украины, а теперь эти базы достроили и сейчас их заполняют техникой на случай войны.
«Потенциально они представляют угрозу, поскольку по документам, которые определяют внешнюю военную политику, мы считаем Россию противником. Однако вероятность вторжения крайне низкая: для этого им нужно минимум пять или семь военных бригад, а сейчас там находится только три. Этих ресурсов мало», ‒ считает Жданов.
Приведение в боевую готовность ВСУ
По словам Олега Жданова, несмотря на всю истерию вокруг вторжения, надо понимать ‒ в ВСУ ни одна часть не была приведена в полную боевую готовность, никого не вывели на полигоны и никого не передислоцировали в сторону восточной границы Украины.
«Это означает, что политическое руководство страны знало реальное положение вещей, но все равно нагнетало обстановку и создавало факт паники среди населения, имея свою политическую цель», ‒ подытожил военный эксперт.
Ранее Олег Жданов объяснял, каким образом мир повлиял на решение России отвести войска и получила ли РФ то, на что надеялась. Также мы описывали реакцию мирового сообщества на стягивание войск к границе с Украиной.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.