Война, которая не состоялась: забыл ли Путин об Украине

Денис Поповичжурналист

В четверг, 22 апреля, министр обороны РФ Сергей Шойгу приказал завершить военные учения возле границ с Украиной. Отвод войск начнется 23 апреля. Это означает, что угроза скорой войны с Российской Федерацией отступила. Но исчезнет ли она совсем? Совокупность некоторых событий указывает на то, что в кулуарах кремлевских «башен» все еще не решили – воевать с Украиной или нет.

Глава Минобороны РФ Сергей Шойгу поручил с 23 апреля и до 1 мая вернуть в места постоянной дислокации личный состав 58-й армии Южного военного округа, 41-й армии Центрального военного округа, а также 7-й, 76-й десантно-штурмовых и 98-й воздушно-десантных дивизий. Эти воинские части были стянуты к границам нашей страны якобы для проведения «учений». Они образовали наступательную группировку численностью свыше 100 тысяч человек, всерьез угрожавшую вторжением в Украину, причем с разных направлений, включая оккупированный Крым. Теперь же в Кремле решили, что цель «учений» достигнута и решили отвести войска. Это означает, что угроза большой войны между Украиной и Россией, будоражившая общество в течение последних трех недель, начала отступать.

То, что в воздухе запахло деэскалацией, стало понятно еще 13 апреля, когда президент Джо Байден сам позвонил Владимиру Путину и предложил провести американо-российский саммит на высшем уровне, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. В ответ из Кремля посыпалась новая порция ультиматумов, которая прервалась санкциями против России, которые Белый дом ввел 15 апреля. После этого риторика российского МИДа сразу же приобрела примирительный характер.

Следующим хорошим сигналом стал телефонный разговор между секретарем Совбеза РФ Николаем Патрушевым и помощником президента США по национальной безопасности Джейкобом Салливаном, который состоялся 19 апреля. Стороны обсудили подготовку к встрече на высшем уровне между президентами США и РФ. И, наконец, 21 апреля состоялось послание федеральному собранию президента РФ Владимира Путина, которое вопреки множеству тревожных прогнозов, не было направлено против Украины. Скорее наоборот, глава Кремля практически не упоминал Украину и Донбасс.

Полуторачасовой доклад Путина федеральному собранию можно разделить на две части. Первая – самая обширная, касалась внутрироссийских проблем. К «международке» президент РФ перешел в самом конце, посвятив этому блоку минут пятнадцать. Здесь глава Кремля возмутился попыткой «госпереворота» в Беларуси, о которой стало известно 17 апреля. Именно в этом контексте Путин единственный раз и упомянул Украину: «Можно как угодно относиться к президенту Украины Януковичу или Мадуро – можно как угодно относиться к их политике, но попытка госпереворота, попытка убийства — это уже нечто. В Беларуси были предприняты попытки блокировки инфраструктуры, готовились кибератаки... А сколько бы людей пострадали в Беларуси? А сколько украинцев уже пострадали от госпереворота в Украине?».

Дальше Владимир Путин отметил, что международные отношения России с некоторыми другими странами похожи на взаимоотношения тигра Шерхана и шакала Табаки из сказки Редьярда Киплинга «Книга джунглей» о Маугли. Такое сравнение можно трактовать по-разному. С одной стороны, члены волчьей стаи, в которой воспитывался Маугли, презирали Табаки, но с другой стороны они его боялись, потому что шакал служил «глазами и ушами» для грозного тигра. И в этой части выступления Путин заявил следующее: «Организаторы любых провокаций против РФ пожалеют так, как давно уже ни о чем не жалели... Надеюсь, что ни у кого не хватит смелости перейти «красную черту» — а где она будет проходить, мы будем определять сами».

Кому именно адресовались эти предупреждения, Путин не уточнил, принявшись рассуждать о новых системах вооружения, очевидно призванных устрашить тех, кто захочет переступить «красную линию». Но после выступления Владимира Путина окончательно стало ясно, что сценарий военного вторжения в Украину, по крайней мере, отложен.

Отложен, но не забыт. Чисто субъективно послание Путина позволяет сделать вывод о том, что в кулуарах кремлевских «башен» все еще идет борьба между «голубями» и «ястребами». Первоначальный ход событий, связанный с планомерной концентрацией войск на украинской границе, недвусмысленно указывал на перевес «ястребов» и подготовку к большой войне с Украиной.

Затем, под влиянием каких-то процессов, наступил перелом. Об этом могут свидетельствовать перехваченные письма главаря «ДНР» Дениса Пушилина, в которых он просит Путина признать «ДНР» или взять «республику» под свое крыло. Тогда в Кремле, очевидно, заколебались и начали думать о полумерах. Например, об окончательной аннексии «ЛДНР», или о локальном «походе за водой» для Крыма, связанном с захватом русла Северо-Крымского канала в Херсонской области.

Наиболее крутые перемены, скорее всего, произошли после 15 апреля. Тогда и возник вариант с «госпереворотом» в Беларуси, который в перспективе может привести к скорому поглощению Россией этой страны. «Беларусский кейс» и продали членам федерального собрания, а также всем слушателям, как в России, так и за ее пределами. Украину же пока решили многозначительно не заметить, хотя это совершенно не означает, что нас оставят в покое.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО